Как управлять продажами: план для руководителей

7 мин
1977
Продажи

Система продаж — подвижная структура, ее нужно контролировать и подстраивать под внешние условия. Рассказываем, что такое управление продажами и как внедрить его в свой бизнес.

Что такое управление продажами

Управление продажами — это то, как компания организует сбыт товаров или услуг. Как планирует объем сделок, общается с клиентами, обучает и мотивирует сотрудников, анализирует показатели, автоматизирует бизнес-процессы. Конечная цель управления продажами — зарабатывать больше.

Зачем бизнесу управлять продажами

Продавать больше. Увеличивать прибыль и находить новых покупателей проще, когда в компании есть стратегия и планы по месяцу, кварталу и годам.

Адаптировать продукты. Опираясь на показатели продаж в динамике, можно увеличивать поставки товаров и услуг с высоким спросом, исправлять ошибки или убирать из ассортимента продукты, которые не приносят прибыль.

Находить эффективные каналы продаж. То, где бренд будет продавать, зависит от продукта и ниши. Зная, где клиенты готовы покупать ваши товары или услуги, сможете масштабировать именно эти каналы.

Понимать потребности клиентов. Если регулярно анализировать целевую аудиторию и спрос на товары или услуги, маркетологи и менеджеры по продажам смогут привлекать более качественные лиды и заключать сделки быстрее.

Прогнозировать продажи. Чем чаще анализируете показатели, тем проще влияете на продажи. Если знаете, что впереди снижение спроса на один продукт, успеете подстраховаться и начнете активнее продавать другой. А к высокому спросу — нарастить мощности и нанять новых продажников, чтобы не упустить сверхприбыль.

Что входит в систему управления продажами

Менеджмент продаж в каждой компании уникален. Он зависит от особенностей бизнеса: продукта, сферы и рынка, целевой аудитории и ее потребностей, активностей конкурентов. Рассмотрим, что обычно включают в систему продаж.

Исследование целевой аудитории

Товары и услуги нужны, чтобы закрывать боли клиентов. Чтобы продвигаться и продавать системно, нужно изучать целевую аудиторию, учитывать ее потребности. Это влияет на то, какие рекламные креативы будут привлекать лиды и на каких площадках, какие воронки и скрипты продаж будут использовать менеджеры.

Каналы продаж

Чтобы выбрать, где продавать продукт, проанализируйте рынок и потребности аудитории, каналы сбыта конкурентов. Это может быть интернет-магазин, офлайн-точка, социальные сети или площадки партнеров.

Воронка продаж

Воронка отражает, как пользователи взаимодействуют с брендом: от первого касания до покупки. Она поможет в работе маркетологам и продажникам — зная все этапы, они смогут создавать цепляющую рекламу, отрабатывать возражения и мотивировать потенциальных клиентов купить продукт.

CRM

Небольшие компании часто записывают данные и учитывают показатели в Google Таблицах. Когда объем продаж увеличивается, этого уже недостаточно. Инструмент не защищен от взлома, а пользователи могут случайно удалить записи, ошибиться или забыть внести информацию. Управлять продажами удобнее и надежнее в CRM-системе.

Например, CRM Битрикс24 автоматизирует большинство бизнес-процессов, связанных с продажами. Все обращения от новых и постоянных клиентов поступают в единую базу. Неважно, как люди обратились в компанию — по телефону, через чат-бота в мессенджере, соцсети, интернет-магазин или лично. Все лиды и сделки фиксируются в системе и не теряются, а отчеты формируются автоматически.

Попробуйте CRM Битрикс24
CRM возьмет под контроль все каналы коммуникаций с клиентами и автоматизирует продажи в вашем бизнесе.
Создать бесплатно

Как управлять продажами

Рассмотрим наиболее популярные методы управления продажами.

Метод 1. Планирование продаж

Для каждого уровня воронки продаж рассчитайте показатели и время, за которое их реально достичь. Разбейте целевые результаты на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, спланируйте работу каждого менеджера по продажам, отдела сбыта и компании в целом.

Например, один риелтор должен за месяц заключить не менее восьми сделок купли-продажи на 10 000 000 рублей. План для отдела жилой недвижимости — 50 000 000, а для всего агентства — 300 000 000 рублей.

План со временем корректируют, потому что он зависит от многих условий — меняется рынок, появляются новые каналы продаж, случаются форс-мажоры. Гибкий подход к планированию позволяет быстро реагировать на изменения и правильно распределять ресурсы.

Метод 2. Стандартизация работы

Правила обслуживания — одна из технологий управления продажами. В инструкциях прописывают, как общаться с клиентом, как продавать разным типам покупателей, как себя вести в стандартных или конфликтных ситуациях. Так проще отслеживать работу менеджеров по продажам и следовать стратегии развития.

Пример. Авиакомпании продают не только услугу пассажирской перевозки, но и впечатления. Кажется, что главное условие в перелете — безопасность. Но в рекламе лидеры рейтингов часто подчеркивают высокие стандарты сервиса и прямо связывают их с приятными впечатлениями. Например, компания Emirates на сайте призывает запланировать незабываемую поездку, выходящую за рамки обычного перелета. Они превратили превосходный сервис даже в экономклассе в свою фишку.

Метод 3. Автоматизация бизнес-процессов

72% успешных компаний автоматизируют маркетинг и продажи — поручают рутину специальным программам, например CRM-системе.

Если автоматизировать ведение клиентской базы, ошибок будет меньше. Инструмент сам создает карточки покупателей, отмечает все контакты и продажи, ведет учет товаров. А руководитель может контролировать работу отдела продаж в режиме реального времени — видеть, сколько звонков сделали менеджеры и есть ли результат.

Читайте также

Как вести учет продаж: решения для оптовой торговли и розничных продаж
19 мая 2023

Метод 4. Контроль качества работы

Обозначьте обязанности менеджеров, поставьте понятные и достижимые планы. Отслеживайте работу, чтобы вовремя среагировать, если срывается важная сделка или отдел не достигает нужных показателей.

Если у вас всего пара подчиненных, контролировать их несложно. Но в крупной компании с десятками продавцов нужна программа, которая отслеживает их работу.

Источник

Метод 5. Анализ показателей продаж

Чтобы оценить результаты, нужно правильно поставить цели. Есть разные техники, самая известная из них — SMART. В аббревиатуре зашифрованы характеристики для каждой цели: Постоянно отслеживайте результаты продаж. Если показатели далеки от запланированных, корректируйте стратегию. Стоит смотреть на динамику в разные периоды — за неделю, месяц, квартал, год. Она покажет спад и пик продаж — если поймете, в какой момент и почему они происходят, сможете управлять процессом.

Как оценивать результаты управления продажами

Чтобы оценить результаты, нужно правильно поставить цели. Есть разные техники, самая известная из них — SMART. В аббревиатуре зашифрованы характеристики для каждой цели:

Допустим, «заключить за месяц 15 сделок на продажу оборудования на 15 000 000 рублей», а не просто «перевыполнить план».

Для оценки управления продажами обычно смотрят следующие показатели:

  1. Объем продаж. Смотрите показатели в динамике — так вы точно будете знать, когда начался подъем или спад и насколько быстро вы растете.
  2. Конверсия. Отслеживайте, сколько привлеченных лидов становятся покупателями. Это показывает, эффективно ли работают маркетологи и менеджеры по продажам.
  3. Продажи по категориям товаров. Следите, какие товары или категории пользуются наибольшим спросом. Зная клиентские предпочтения, вы сможете адаптировать ассортимент и заработать больше.
  4. Уровень удовлетворенности клиентов. Поддерживайте долгосрочные отношения с покупателями, ведь именно постоянные клиенты приносят большую часть выручки. Собирайте обратную связь, следите за отзывами о компании и отрабатывайте негатив.

Какие сложности возникают при управлении продажами

Управлять продажами сложно даже в небольшой компании — нужно учесть множество факторов и обеспечить стойкую прибыль даже в кризис. Рассмотрим, что часто идет не так на этом этапе и как это преодолеть.

Высокая конкуренция. Отстроиться от конкурентов поможет УТП — уникальное торговое предложение. Изучите ассортимент, рекламные активности, ценовую политику. Найдите то, что отличает ваш бренд от других, и делайте упор на это.

Ситуация на рынке. Бизнес постоянно сталкивается с вызовами — важно уметь быстро реагировать на изменения, быть гибкими.

Например, когда началась пандемия коронавируса, большинство туристических компаний перестали работать. Но некоторые адаптировались и предложили клиентам виртуальные экскурсии, домики на природе, где можно переждать ограничения.

Сезонность. Если у вас сезонный бизнес, продумайте, как будете получать прибыль в периоды спада. Можно выпустить дополнительные товары или услуги, чтобы поддержать продажи в несезон.

Например, в питомнике растений зимой и осенью обычно снижается спрос. В этот период можно продавать комнатные цветы и праздничные букеты. И предлагать клиентам готовиться к сезону — покупать со скидкой теплицы, парники, семена и удобрения.

Нет автоматизации. Чтобы вручную вести клиентскую базу, обрабатывать заказы и контролировать оплату, нужно много времени. В бизнесе преимущество у того, кто быстрее и точнее реагирует на обращения клиентов. В этом помогают системы автоматизации.

Какие навыки нужны для управления продажами

Обычно продажами управляет руководитель или директор отдела продаж. Успешного специалиста отличают такие навыки:

  • Лидерство — знает, как вдохновить и мотивировать команду продавцов. Например, на еженедельных собраниях он не только обсуждает планы с подчиненными, но и отмечает успехи.
  • Открытость — понятно объясняет, доступен для подчиненных, готов выслушать идеи и проблемы.
  • Организаторские способности — разрабатывает стратегию продвижения, скрипты продаж, рассчитывает план для менеджеров, распределяет задачи, правильно выстраивает бизнес-процессы и обучает сотрудников работать по системе.
  • Аналитический склад ума — изучает данные по продажам, формирует отчеты и отслеживает тенденции. Понимает, как продавать больше. Создает новые стратегии.
  • Компетентность — понимает процесс и принципы управления продажами и разбирается в продукте.
  • Гибкость — следит за изменениями на рынке, при необходимости готов перестроить работу отдела. Например, внедрить систему управления проектами или CRM.

Кейс управления продажами при помощи Битрикс24

Компания «Ключ-Сервис» больше 20 лет оперативно вскрывает двери и автомобили в Йошкар-Оле и Республике Марий Эл. Заявки на услуги бренда поступали из разных источников и хранились в разрозненных файлах, поэтому часто срывались сроки. Данные нужно было привести в порядок.

С помощью CRM Битрикс24 заказчик хотел решить такие задачи:

  • внедрить единую среду, чтобы работать с заявками и вести сделки;
  • видеть обращения из разных каналов в одном месте;
  • использовать инструменты для дополнительных продаж;
  • интегрировать CRM-систему с продающим сайтом.

Специалисты интегратора сделали следующее:

  1. Добавили виджет на сайт.
  2. Подключили к системе Viber и Telegram.
  3. Настроили структуру компании, воронку продаж, карточки контактов и компаний, поля лидов и сделок.
  4. Настроили Диск — общее пространство для хранения и совместной работы в документах.
  5. Интегрировали систему с продающим сайтом.
  6. Научили руководителя администрировать портал Битрикс24.

В результате заявки с сайта и из чат-ботов Viber и Telegram поступают в единую систему. Обращения из чат-ботов «Ключ-Сервис» обрабатывает в мобильном приложении CRM Битрикс24. Сотрудники быстрее реагируют на запросы и завершают сделки, продают дополнительные услуги. Заказчик также планирует настроить заявки по WhatsApp и электронной почте, отправлять рассылки.

Полный кейс читайте по ссылке.

Частые вопросы об управлении продажами

Как управление продажами влияет на результаты бизнеса?

Компании, которые управляют продажами, привлекают больше лидов и лучше поддерживают лояльность. Они быстрее адаптируются к изменениям на рынке и экономнее используют ресурсы. В итоге зарабатывают больше.

Как оценить управление продажами?

Эффективность стратегии продаж обычно оценивают по таким показателям: количество лидов и сделок, выручка и прибыль, конверсия на каждом этапе воронки, средний чек, длительность сделки, уровень удовлетворенности клиентов.

Что должен уметь руководитель для управления продажами?

Руководитель отдела продаж:

  • понимает основы управления продажами, тренды и особенности рынка;
  • знает, как работают маркетинговые инструменты;
  • мотивирует и обучает команду;
  • умеет работать с коллегами из других отделов;
  • планирует и контролирует загрузку отдела;
  • анализирует данные и принимает обоснованные решения.

Что в итоге

  • Управление продажами — это организация эффективной системы сбыта в компании.
  • В систему управления продажами обычно входит исследование целевой аудитории, каналы и воронки продаж, CRM.
  • Чтобы управлять продажами, компания планирует их, создает стандарты работы, автоматизирует бизнес-процессы, контролирует качество работы и анализирует результаты.
  • Эффективность выбранной системы оценивают по количеству и объему продаж, конверсии, уровню удовлетворенности клиентов.
  • В управлении продажами могут возникнуть такие сложности: высокая конкуренция, сезонность, неблагоприятная ситуация на рынке, отсутствие автоматизации.
  • Продажами управляет руководитель отдела сбыта. Он должен обладать лидерскими и организаторскими качествами, быть открытым, уметь анализировать информацию и видеть тенденции.

Увеличьте продажи и наведите порядок в задачах с Битрикс24
Получить CRM бесплатно
Наталья Хайду
Главный редактор
Мы используем cookie. Они помогают нам понять, как вы взаимодействуете с сайтом. Изменить настройки. Сейчас вы находитесь на облегченной версии страницы. Если вы хотите узнать больше о нашей политике в отношении файлов cookie, перейдите на полную версию сайта.