До внедрения Битрикс24 менеджеры «Франко» вели сделки в excel-таблицах, гугл-документах, записывали важную информацию в ежедневники и на стикеры. Но к 2020 году объем клиентской базы вырос, и вести клиентов по старинке стало неудобно.
Менеджеры тратили много времени, чтобы найти нужный документ на гугл-диске, перенести информацию из одной колонки таблицы excel в другую, распределить заявки между собой. Но несмотря на усилия, документы терялись, а заявки не всегда обрабатывались вовремя.
С «Франко» мы работали по акции «Бесплатное внедрение». Наши специалисты провели интервью, расспросили, как менеджеры ведут сделки и с какими трудностями сталкиваются ежедневно. Через несколько дней мы уже подписали договор на внедрение и приступили к настройке CRM-системы:
Заказчик заинтересовался инструментами автоматизации, поэтому мы посоветовали приобрести облачный тариф «Компания»: на этом тарифе доступны бизнес-процессы, работы и настраиваемые списки, количество пользователей неограниченно, а для обслуживания системы не нужен дополнительный сервер или штатный сисдамин.
Чтобы создать направления сделок, которыми менеджеры будут пользоваться, мы провели несколько видеоконференций, выяснили последовательность действий и возможные сценарии ведения сделок. В результате, воронки продаж повторяют логику взаимодействия менеджеров с клиентами.
Воронка «Оборудование и ЗИП»
Продолжение воронки «Оборудование и ЗИП»
Мы добавили дополнительные поля в карточки сделок, контактов, компаний и скрыли те, которые менеджеры не будут использовать. Например, в карточке контактов мы вывели поле «Связан с компанией». В нем менеджеры указывают компании, с которыми контакт связан косвенно. Например, когда сделка ведется с холдингом.
Клиенты «Франко» оставляют заявки по телефону или по электронной почте. Чтобы менеджеры не пропускали ни одного письма, мы подключили 10 почтовых ящиков к порталу и настроили распределение заявок по сотрудникам. Письма с электронного адреса автоматически пересылаются на портал: ответственный менеджер решает, сформировать из этого письма лид или пометить его как спам.
В компании принято сообщать клиентам, что их заявка принята в работу. До внедрения Битрикс24 менеджеры звонили каждому клиентам и тратили время на однотипные СМС-сообщения. Иногда звонили не сразу: клиент не понимал, работают ли менеджеры с его заявкой.
Чтобы подтверждения заявок приходили вовремя, мы автоматизировали отправку уведомлений по почте и в виде СМС-сообщений. Как только заявка попадает на первую стадию в воронку лидов, клиент получает СМС-сообщение или письмо на почту: «Ваша заявка принята в работу. Номер 123».
Номер заявки такой же, как и номер лида в воронке. Это сделано для сквозной нумерации: так менеджерам легче искать нужные заявки. Если клиент позвонит, ему нужно просто назвать номер заявки из уведомления — менеджер ответит, на каком этапе работы находится заявка.
В клиентский отдел «Франко» ежедневно поступает много заказов и запросов на сервисное обслуживание и ремонт. Чтобы менеджеры не забывали про заявки, не тратили время на назначение ответственных, мы настроили бизнес-процесс по распределению лидов.
Когда клиенту сообщают, что его заявка в работе, руководитель клиентского отдела получает задание — «Назначьте ответственного менеджера». Ответственный менеджер должен в течение суток обработать заявку и передвинуть её на следующую стадию. Иначе руководитель вновь получает задание: напомнить менеджеру, назначить другого или самому обработать лид. Если руководитель игнорирует задание, то на следующий день уведомление приходит исполнительному директору. И так необработанная заявка может дойти до директора.
Сотрудники отдела продаж теряли время и силы на согласование счетов и скидок, поиск нужного документа и перерасчет сумм компании. Организация рабочих процессов внутри отдела негативно сказывалась на качестве общения с клиентами, а когда в отчетах появлялась слишком большая скидка, проверить, кто и когда согласовал, было невозможно.
Наши внедренцы предложили заказчику автоматизировать согласование с помощью бизнес-процессов и настроить реестры для хранения информации по согласованию. Так, с бесплатного внедрения мы перешли на проектное внедрение и решили следующее задачи:
Чтобы решить задачи заказчика мы использовали штатные инструменты Битрикс24: бизнес-процессы, реестры и универсальные списки.
Для учета всех оплаченных сделок клиента менеджеры «Франко» использовали excel-таблицы. Сумму каждой сделки они вручную записывали в таблицу, а документ оплаты хранили в отдельной папке. Они контролировали закрытие сделок, изменение сумм и вручную вбивали сумму каждой. В результате, менеджеры иногда пропускали сделки на небольшие суммы, забывали переносить изменения, а данные документов и таблиц не совпадали.
Чтобы сумма компании отображалась автоматически, мы вывели в карточку компании поле «Общая сумма компании» и автоматизировали расчет сумм с помощью бизнес-процесса. Когда сделка переходит на стадию «Закрыта успешно», бизнес-процесс находит карточку нужной компании и объединяет сумму сделки со значением поля «Общая сумма компании».
«Франко» часто сотрудничают с группами компаний. Менеджеры тратили много времени и сил, когда вручную отмечали связи компаний в холдинге. С помощью бизнес-процессов в Битрикс24 мы упростили эту задачу: менеджер указывает в карточке одной компании связанные, и в остальных карточках компаний автоматически отображаются указанные компании холдинга.
Связь между компаниями мы настроили с помощью итератора. Это такой механизм в бизнес-процессах, который перебирает переменные, сравнивает и находит нужные. Когда менеджер указывает компанию, итератор считывает ID компании, отыскивает его и записывает связанную компанию в карточку.
Инструментами Битрикс24 также можно подробнее настроить связь аффилированных компаний, например, чтобы в карточках обозначались головные и дочерние компании.
Категорию компании по странам, отраслям или сфере деятельности можно указать в штатном поле в карточке компании. Однако менеджерам Франко нужно было видеть категорию компании в сделке. В сделках поля «Категория компании» нет, поэтому мы вывели его дополнительно и мы настроили бизнес-процесс «Синхронизация категорий компаний» — он подтягивает значение из карточки компании в сделку.
В Франко размер скидки закрепляется за брендом, поэтому мы вывели дополнительные разделы в сделках и карточках компаний. В этих разделах — 7 брендов кофемашин. Напротив каждого бренда прописана скидка — она подтягивается автоматически из универсального списка.
В карточке компании
Чтобы изменить размер скидки мог только администратор, мы создали бизнес-процесс. Он проверяет права сотрудника, который меняет размер скидки. Если сотрудник не администратор, то бизнес-процесс возвращает значение из универсального списка.
Когда менеджеру нужно изменить размер скидки, он запускает процесс на согласование: выбирает бренд, указывает скидку, обоснование, прикрепляет файлы и сохраняет. Бизнес-процесс выбирает согласовантов в зависимости от размера скидки.
История всех изменений записывается в отдельный реестре — так руководители могут отследить, кто и когда согласовывал скидки. Чтобы проанализировать согласование скидок в реестре можно выбрать дополнительные параметры: для чего менялась скидка, кто, когда согласовывал и какой результат.
Когда менеджер заполняет формуляр счета на оплату, выбирает тип счета, номер и сохраняет, запускается бизнес процесс. Он проверяет должность пользователя, тип и сумму счета и формируется блок согласовантов и подтягивает руководителя подразделения.
Очередь согласования построена последовательно, и в ней можно указать дополнительных сотрудников. Если сумма счета больше 100 тысяч, то счет согласует ответственный менеджер, если до миллиона — руководитель подразделения. После согласования счет уходит на оплату в виде задачи бухгалтеру. Дополнительно формируется лист согласования, где написано кто согласовал и какие комментарии оставил.
Чтобы сотрудники «Франко» включились в работу на портале мы составили и отправили мануал с базовыми инструкциями. Иногда у менеджеров возникают вопросы по настройкам, и мы консультируем их в чате на портале или по телефону.
Адрес 192012, Санкт-Петербург, пр-кт Обуховской обороны, д. 112, корп. 2, лит. И - БЦ ВАНТ, офис 308
Телефон +7 (812) 309-36-41
По Битрикс24 звоните: +7(495) 504-36-43, +7(812) 309-36-41
E-mail: mail@infoservice.ru