Если вы хотя бы раз в жизни говорили: «Так и будет по закону подлости», — вы знакомы с законом Мерфи. Это шуточное правило придумал американский инженер. Со временем оно стало универсальной причиной для всех проблем.
В материале разбираемся, кто такой Мерфи и как работают его законы в бизнесе, а еще ищем способы обойти эти правила.
Что такое закон Мерфи и как он работает
Закон Мерфи — это правило, которое описывает ситуации, когда система или просто что-то привычное дают сбой в самый неподходящий момент. Звучит так: «Если что-то может пойти не так, оно пойдет не так».
Точно известно, кто придумал закон Мерфи — это инженер Эдвард Мерфи. В 1940-х годах он измерял уровень перегрузок в ВВС США. И во время эксперимента один из техников подключил датчики неправильно. Все тестирование оказалось бесполезным. В ответ на это Мерфи сказал, что если существует способ сделать что-то неправильно — кто-то так и поступит.
Фразу Мерфи подхватили коллеги, а потом и журналисты. Так и появилось выражение, которое со временем стало символов непредвиденных сбоев.
Закон работает во всех сферах. Например, в бизнесе — когда перед защитой важного проекта заболевают ключевые сотрудники — и в жизни — если телефон разряжается именно тогда, когда вам надо позвонить.
Ученые пытались объяснить закон Мерфи. Например, физик Роберт Мэттьюз выяснил, почему бутерброд падает маслом вниз.
Причина оказалась такой: бутерброд на столе лежит маслом вверх. Когда он падает, начинает переворачиваться. Но завершить движение не успевает и остается на полу маслом вниз.На самом деле закон Мерфи работает, потому что люди обычно запоминают плохие события и реже замечают, когда все проходит без сбоев. Этот феномен известен как negativity bias — негативное предубеждение. В итоге создается ощущение, что проблемы происходят постоянно, хотя чаще система работает нормально — просто люди об этом не помнят.
Когда люди начинают бизнес, кажется, что везде одни проблемы и сбои. Сотрудники работают без системы, процессы постоянно ломаются, сделки закрываются долго. Такая ситуация на старте — это нормально. Главное, беречь себя от выгорания и работать в комфортном темпе. Как сохранить нервы и успевать больше, читайте в чек-листе из Telegram-канала «Битрикс24 для бизнеса».
Какие бывают законы Мерфи
На основе классического закона придумали десятки похожих правил. Писатель Артур Блох собрал их в книге «Полное собрание законов Мерфи». Автор нашел множество вариаций в сферах бизнеса, здоровья, искусства.
Вот несколько закономерностей из книги, которые могут происходить в бизнесе:
- Если что-то может пойти не так — оно пойдет не так. Классический закон: касса зависнет в час пик, сайт перестанет принимать оплату в момент запуска нового продукта.
- Если вы подготовились ко всему, все равно произойдет что-то неожиданное. Поставщик перепутает упаковку, курьер застрянет в пробке, файл отчета не сохранится.
- Чем важнее задача, тем выше риск, что она сорвется. При запуске нового приложения в последний момент найдут критическую ошибку.
- Клиенты поймут вас не так. Акция «1 + 1 = 1» без объяснений вызовет проблемы: не все поймут, что вторая вещь бесплатная.
- Все займет больше времени, чем вы планировали. Даже такая простая задача, как «обновить карточку товара» на маркетплейсе, затянется из-за плохих фотографий, сбоев в приложении, медленного интернета.
Как законы Мерфи работают в бизнесе
Законы Мерфи работают в любой сфере нашей жизни, но иногда самые большие проблемы они приносят в бизнесе. Особенно там, где много переменных, сроки короткие, а результат зависит от разных людей.
Ниже разбираем примеры закона Мерфи, когда «что-то пошло не так», и предлагаем варианты, которые помогут снизить ущерб.
Ситуация № 1. Конвейер вышел из строя перед сдачей важного заказа. На производстве недавно провели плановую проверку — все оборудование работало нормально. Но в день отгрузки крупного заказа сломался конвейер, который передает товар в цех упаковки.
Причина — специалисты не проверили деталь, потому что раньше она никогда не выходила из строя. В итоге заказ не готов к отгрузке, сроки срываются.
Что делать в такой ситуации. Сразу сообщите заказчику о сбое и предложите решение — компенсацию или скидку на следующую партию. Затем можно перейти к внутренним процессам: купить новую деталь, найти мастера и починить конвейер.
Надо обязательно зафиксировать проблему и вместе с техническим отделом пересмотреть регламент проверки оборудования. Добавить туда правило, что проверять нужно все детали.
Ситуация № 2. В час пик в кафе кончились кофейные зерна. Утром в пятницу кофейня готовится к наплыву гостей. Персонал вышел в полном составе, десерты закуплены. Но поставщик не привез кофейные зерна: машина сломалась в часе езды. В итоге в разгар смены кофе пришлось убирать из меню. Посетители недовольны.
Что делать. Быстро закупить зерна в ближайшем продуктовом магазине или кофейне. Объясните клиентам ситуацию и извинитесь за то, что вкус напитка может отличаться. Предложите клиентам небольшой комплимент за неудобства — в виде десерта или скидки на следующие заказы. На будущее можно найти второго поставщика, который сможет выручить в критический момент.
Ситуация № 3. Товар не появился на маркетплейсе. Вы решили выпустить новую коллекцию одежды: сделали фото, описания, карточки товаров. В дополнение к этому настроили рекламу, рассчитали бюджеты и выбрали дату старта.
И вот в день Х реклама пошла, но товар не появился на маркетплейсе. Всему виной сбой: склад не успел проверить остатки, а система не загрузила данные. В итоге дневной рекламный бюджет сгорает, а покупатели не могут заказать товар.
Что делать. Как только заметили проблему, сразу остановите рекламу, чтобы не тратить бюджеты. После этого напишите в поддержку, возможно, получится ускорить процесс обновления. Быстро уведомите клиентов через соцсети и скажите, когда ждать товар.
После этого пересмотрите процессы запуска: настройте уведомления от маркетплейса и вручную проверяйте публикации. Еще можно настроить запуск рекламы с задержкой в несколько часов, чтобы система успела загрузить все изменения.
Работать на маркетплейсах удобно с CRM Битрикс24. Систему легко связать со всеми популярными площадками. CRM объединит все данные о продажах в одном месте и соберет все чаты с клиентами в одном мессенджере.
Как преодолевать законы Мерфи
Полностью исключить риски и внезапные сбои не получится. Но можно подготовиться к ним и сократить последствия. Главное — не ждать, что все пройдет идеально. Лучше заранее подумать, что может пойти не так и что вы сделаете в этом случае. Вот несколько принципов, которые помогут сократить влияние «закона подлости».
Придумывайте запасные варианты. Никогда не полагайтесь на один план А. Если у вас только один поставщик или ответственный сотрудник — это риск. Всегда держите в уме альтернативу: еще один способ поставок или заместителя, который в курсе происходящего. Именно это и называют планом B. Еще лучше, если у вас есть план С или даже D.
Закладывайте время и ресурсы на внезапные задачи. Проекты часто выходят за рамки плана. И лучше сразу учитывать этот буфер: добавляйте 10-20% времени и бюджета на неожиданные задачи. Чтобы понять, на что стоит запасти ресурсы, используйте принцип Парето: 20% усилий приносят 80% результата.
Изучайте сбои. Если произошла проблема, ее можно разобрать по методу «5 почему». Нужно задавать последовательные вопросы, пока вы не найдете основную причину сбоя. Так легко раз и навсегда устранить трудности.
Не усложняйте процессы. Это звучит как принцип «бритвы Оккама»: «Не множь сущности без необходимости». Чем больше звеньев в процессе, тем выше шанс, что одно из них не сработает. Иногда стоит упростить всю систему и не подключать лишнее.
Определяйте риски заранее. Когда команда понимает, что и где может пойти не так, ей проще действовать. Чтобы определить слабые зоны, используйте пирамиду Франклина: она помогает выстроить приоритеты и понять, где нельзя экономить на внимании и ресурсах.
Что в итоге
- В чем заключается закон Мерфи? Это шуточное правило, которое говорит о том, что если что-то может пойти не так, то оно обязательно будет не так. В России его часто называют «законом подлости» или «законом бутерброда».
- Закон работает потому, что люди чаще обращают внимание на негативные события. Нам кажется, что сбои происходят постоянно. Хотя обычно система действует по плану.
- Закон Мерфи имеет множество формулировок. Людям так понравилась фраза, что они адаптировали ее к бизнесу, жизни, бухгалтерии, искусству и еще многим сферам.
- Примеры закона Мерфи: «Чем важнее задача, тем выше риск, что она сорвется»; «Клиенты поймут не то, что вы хотели сказать»; «Все займет больше времени, чем вы планировали».
- Чтобе преодолеть действие закона, нужно придумывать запасные варинанты, закладывать время и ресурсы на неожиданные задачи, проверять ключевые процессы, анализировать сбои, не усложнять без необходимости и определять риски заранее.