CRM-система — мощный инструмент для ресторанного бизнеса. С ее помощью собирают и сегментируют клиентскую базу, настраивают каналы коммуникации, распределяют задачи между сотрудниками и анализируют деятельность ресторана. Автоматизированная система облегчает управление заведением и выводит ресторанный бизнес на новый уровень. Кроме работы с клиентами, CRM для ресторана упорядочивает рабочие процессы, упрощает документооборот. Нужна ли CRM вашему ресторану и как ее внедрить, рассмотрим далее.
Главная задача CRM — учет истории взаимодействий с клиентами. Владельцы бизнеса знают: сохранить постоянного клиента выгоднее, чем искать новых. Посетители, которые доверяют бренду, часто приходят в кафе сами и приводят родственников и знакомых. Таких клиентов важно удерживать и предлагать им бонусы, дополнительные услуги и особые условия. Здесь CRM незаменима.
С помощью CRM также автоматизируют управление рестораном, организовывают работу персонала, контролируют складской учет. Все бизнес-процессы наглядно представлены в системе — их можно изучать, делать выводы, устранять ошибки и корректировать стратегию бизнеса.
CRM-система в ресторанном бизнесе помогает:
Систему можно интегрировать с телефонией, сайтом, площадками с отзывами, чат-ботами и другими сервисами. Это закрывает многие маркетинговые задачи.
Сначала решите, для чего вам нужно программное обеспечение. Поставьте цели, которых планируете достичь при помощи CRM. Опишите бизнес-процессы, обозначьте, что стоит автоматизировать.
Выберите тип системы: облачная работает через браузер, коробочную вы размещаете на серверах компании.
Обратите внимание на соотношение цены и свойств системы. Недорогие версии могут не отвечать всем потребностям ресторана. В то же время CRM с полным пакетом функций не нужна небольшому развивающемуся бизнесу.
Выбирайте CRM для кафе с удобным интерфейсом, чтобы сотрудники быстро влились в работу. Желательно, чтобы система интегрировалась со сторонними приложениями и ее легко было настроить самостоятельно без вызова технических специалистов. Обратите внимание на следующие факторы:
В ресторане еще могут потребоваться такие опции CRM, как автоматическое ведение заказа, возможность оплаты разными способами, расчет с бонусной программой, мониторинг остатков и другие.
Чтобы оценить работу системы, перед запуском определите стартовые условия.
Например, есть клиентская база, но менеджеры ведут ее вручную, теряют контакты, не напоминают о бронировании и не собирают обратную связь. После визита посетители не возвращаются. Сравните данные — сколько было клиентов до и сколько стало после внедрения CRM в ваш бизнес. Если вы выбрали подходящую систему и правильно настроили процессы, число посетителей должно расти. Этого не произошло? Ищите ошибки либо в системе, либо в стратегии.
Также важно оценить, действительно ли CRM упрощает работу сотрудников. Например, если в ресторане быстрого питания работники каждый вечер по-прежнему тратят время на инвентаризацию остатков, загрузку данных в базу и расчет себестоимости блюд, значит, программа настроена или подобрана неправильно. Если CRM используется корректно, аналитику по остаткам легко получить за пару кликов.
Внедрение CRM в кафе, ресторан или другое заведение общепита не всегда проходит гладко. Наиболее распространенные ошибки и их возможные последствия:
Известный в городе гастробар столкнулся с оттоком посетителей. Не найдя нарушений на кухне, руководство проанализировало бизнес-процессы.
Выяснилось, что новый менеджер зала внедрила изменения в систему бронирования. Хостес напоминали гостям о резерве столика не дважды, как раньше, а однократно за день до посещения бара. Брони записывали в бумажную таблицу, а если клиент не брал трубку, резерв снимали. В результате в заведении произошло несколько конфликтов с опоздавшими гостями, из-за чего репутация заведения испортилась. Руководство гастробара хотело сохранить команду и упорядочить систему резервирования мест, поэтому взялось искать решение.
CRM для кафе закрыла основные потребности бизнеса. Теперь бронь обрабатывается автоматически, а система сама оповещает менеджеров и напоминает гостям, когда нужно подойти. CRM решает и другие задачи:
CRM помогла гастробару решить основную проблему и сопутствующие:
Благодаря решению руководства, нагрузка зала выровнялась: даже в будние дни почти все столики заняты. Гастробар снова стал одним из самых модных мест в городе.