Одни сотрудники с нетерпением ждут корпоратива. Другие не понимают, зачем участвовать в этих «добровольно-принудительных» мероприятиях, забегах и конкурсах на лучший костюм или новогоднюю песню. Работодатели тоже не всегда понимают, почему им надо тратить деньги на коллективные застолья и другие развлечения.
Разбираемся, кому и зачем нужны корпоративы на работе, когда не стоит проводить мероприятия и что учесть, чтобы событие понравилось и запомнилось сотрудникам.
Зачем нужны корпоративные мероприятия
Корпоративы — это не только новогодние вечеринки для сотрудников. Так называют любые совместные мероприятия для команды, отдела или всего коллектива, которые компания организует за свой счет. К корпоративам относят тимбилдинги, тренинги, награждения, совместный поход в театр или празднование дня рождения компании.
Не все руководители понимают, зачем нужны такие мероприятия. Кто-то считает, что зарплаты и премии достаточно, чтобы персонал был вовлечен в работу и лоялен к компании. Кто-то полагает, что корпоративы — пустая трата денег и времени и лучше эти ресурсы направить на новое оборудование или обучение.
На самом деле корпоративные мероприятия — один из способов показать сотрудникам, что компания о них заботится. По данным агентств, которые занимаются организацией праздников, в 2024 году спрос на новогодние корпоративы вырос на 20% по сравнению с 2019 годом и на 10% по сравнению с 2023-м. Такие результаты показывают, что сегодня бизнесу важно удерживать персонал и сохранять доверие, отойти от политики «незаменимых людей нет». Частично в этом помогают совместные мероприятия. Есть еще несколько причин, зачем компании устраивать корпоративы.
Сформировать или поддержать корпоративную культуру. Праздничная вечеринка, тимбилдинг или тренинг в загородном отеле помогают сотрудникам почувствовать себя частью команды. Появляется ощущение общности и причастности к чему-то большему, чем просто «работа», когда члены коллектива делают что-то вместе. Например, проходят квест по мотивам «Гарри Поттера» или командой придумывают рецепты новых коктейлей.
Оценить заслуги работников. Корпоратив — хороший способ рассказать о результатах компании и отметить достижения команд и подразделений. Если в организации есть сотрудники, которые добились внушительных профессиональных успехов, обязательно отметьте и поблагодарите их. Например, менеджеру по продажам, который закрыл больше всего сделок, можно вручить подарочный сертификат.
Отмечать успехи команд и отдельных сотрудников важно, потому что повышается самооценка — люди чувствуют себя важными и нужными компании. В результате весь коллектив становится более продуктивным и сплоченным.
Поддержать положительный имидж компании. Корпоратив — не просто способ развлечь сотрудников, но и возможность продемонстрировать соискателям и работникам, что работодатель о них заботится. Так компания создает HR-бренд с хорошей репутацией. На отношения с клиентами и партнерами это тоже влияет. Они видят, что сотрудники довольны своей работой, и понимают, что имеют дело с надежным и ответственным бизнесом.
Сплотить коллектив. В неформальной обстановке сотрудникам проще знакомиться и общаться. Если к корпоративу добавить элементы тимбилдинга, коллеги научатся поддерживать и доверять друг другу, вместе справляться с любыми, даже сложными, рабочими задачами. Все это сблизит команду, и вполне возможно, что незнакомая «девушка из бухгалтерии, которая занимается счетами» станет «Дашей, с которой мы победили в конкурсе новогодних костюмов».
Заметить лидерские качества сотрудников. Если правильно организовать корпоратив, у сотрудников будет возможность показать управленческие навыки: и процессами, и людьми. Например, если отмечаете день рождения компании на природе, понаблюдайте за сотрудниками.
Кто берет инициативу на себя, например, готов организовать игру в волейбол или нарезать овощи для пикника? Как к этому относятся остальные члены команды? Удается ли лидеру — формальному или неформальному — вести за собой коллектив? В неформальной обстановке вам будет проще заметить сотрудников, которых можно рассматривать на должность руководителя.
Корпоративы помогают бизнесу дополнительно мотивировать сотрудников, упростить общение между подразделениями, поддерживать внутреннюю культуру. А если персоналу комфортно эмоционально, то и результаты работы будут выше.
Как корпоративы влияют на отношения в команде
Корпоративы помогают не только бизнесу в целом, но и сотрудникам. Совместные мероприятия способны в лучшую сторону изменить рабочие отношения в команде. Рассказываем, как.
Укрепляют командный дух. Когда сотрудники работают вместе каждый день, они почти всегда видят друг друга только в деловой обстановке. Неформальные встречи обычно случайны, например, на офисной кухне, в метро или на парковке. И обычно они сводятся к приветствию или прощанию с коллегой. А если в команде есть удаленные специалисты, они и вовсе могут общаться только онлайн.
Во время корпоративных мероприятий сотрудники знакомятся вне рабочих задач. Это помогает им лучше понять, узнать об интересах друг друга. А если коллеги общаются как приятели, то быстрее решают рабочие проблемы. В результате команда действует как единый организм и эффективнее справляется с задачами.
Повышают уровень доверия. Это еще одна причина, зачем нужны корпоративы. Укрепить доверие помогает неформальная обстановка и развлечения для сотрудников. Например, если команда сформировалась недавно, организуйте кулинарный или творческий мастер-класс. Когда сотрудники будут готовить или вместе рисовать большую картину, они быстрее и лучше узнают друг друга, а значит, начнут больше доверять. Если в команде высокий уровень доверия, сотрудникам легче говорить о проблемах, делегировать задачи, справляться с конфликтами.
Снимают стресс и напряжение. Чтобы команда не выгорала, сотрудникам нужно отдыхать. Кроме выходных и отпуска в этом помогут корпоративы. Танцы, конкурсы, соревнования, мастер-классы помогут расслабиться и получить положительные эмоции.
Когда стоит и не стоит проводить корпоратив
Корпоративы могут стать рабочим инструментом для бизнеса, если они действительно нужны компании. Вот когда в мероприятиях есть смысл:
- У компании много филиалов в разных городах или удаленных команд. Корпоратив поможет сотрудникам познакомиться и вживую пообщаться с коллегами, которых обычно видишь по ту сторону экрана.
- В компании происходят глобальные изменения. К примеру, меняется руководство, стратегия развития, увеличивается число сотрудников. Обычно персонал относится к таким новшествам настороженно: непонятно, чего ждать дальше. В такой ситуации традиционный корпоратив будто показывает сотрудникам: смотрите, несмотря на изменения, в компании все стабильно и надежно.
- У бизнеса плохие HR-метрики. Это может быть низкий уровень лояльности персонала, высокая текучесть, вакансии, которые не закрываются месяцами. Корпоративы помогут улучшить показатели, но помните, что не получится сделать это только мероприятиями. Над HR-проблемами нужно работать комплексно.
У корпоративов много преимуществ, но такой вид мотивации подходит не всем компаниям. Иногда вместо мероприятия может быть разумнее выплатить сотрудникам премии. Например, в таких ситуациях:
- В компании 20-30 человек, процессы отлажены, сотрудники давно работают вместе, и для них неформальное общение — это норма. Для такой компании корпоратив — не инструмент для мотивации, а привычное мероприятие, которое сотрудники могут устраивать так часто, как захотят.
- Корпоратив в только что созданной компании — не самая важная инвестиция. Сотрудникам стартапа важнее видеть результаты работы и перспективы. Поэтому в первое время лучше уделить внимание продвижению продукта и бизнеса.
Как организовать полезный корпоратив
Бывает, что компания не до конца понимает, зачем делать корпоративы для сотрудников, и проводит мероприятия так, как нравится директору, а не персоналу. В итоге снижается лояльность сотрудников, люди не чувствуют заботы со стороны работодателя. Чтобы сделать корпоратив интересным для персонала и полезным для компании, действуйте так:
Шаг 1. Определите цель мероприятия
Решите, зачем вашему коллективу корпоратив. От этого зависит формат мероприятия и то, как оно повлияет на команду. Допустим, компания проводит корпоратив, чтобы познакомить сотрудников из разных филиалов. Если организовать классический банкет и концерт, есть риск, что люди так и не начнут общаться. Скорее всего, они по привычке сядут рядом с коллегами из отдела, да и разговаривать из-за шума неудобно. Чтобы вовлечь сотрудников, добавьте в программу совместные мастер-классы, конкурсы-знакомства. Только следите, чтобы группы формировались из сотрудников разных команд. Иначе специалисты из разных подразделений точно не познакомятся.
Шаг 2. Выделите бюджет
Когда решили, для чего нужен корпоратив, подумайте, сколько вы готовы потратить на мероприятие и есть ли эти деньги у компании. И добавьте к максимальной сумме 10-15% на непредвиденные расходы.
Шаг 3. Подберите форматы мероприятия
По сумме бюджета прикиньте, что можете предложить сотрудникам. Например, провести спартакиаду в загородном отеле, арендовать лофт и провести мастер-классы на разные темы или пригласить на банкет популярного артиста.
Шаг 4. Выясните пожелания сотрудников
Подберите 3-5 разных форматов и предложите работникам выбрать, что им больше нравится. Если не будет явного «лидера», выбирайте формат ближайшего мероприятия на свое усмотрение, а остальные внесите в план и расскажите об этом сотрудникам. Так они будут понимать, что их мнение важно для компании.
Можно поступить и наоборот — сначала выяснить предпочтения сотрудников, а потом подобрать формат корпоратива. В этом случае подготовьте вопросы, например:
- Какие форматы корпоративных мероприятий вам нравятся?
- На какой корпоратив точно не пойдете?
- Как любите проводить свободное время?
- Какие у вас увлечения?
- Какие виды спорта вы любите?
Проанализируйте ответы и выберите то, что наверняка оценит большинство сотрудников. Узнать мнения работников можно лично, в общем чате или через анкету в гугл-формах. Но если сотрудников много, будет неудобно собирать и обрабатывать результаты. Процесс можно автоматизировать. Например, в сервисе для совместной работы Битрикс24 есть функция «Опросы». Здесь можно создать несколько вопросов, добавить варианты ответов и отправить анкеты всем или только выбранным сотрудникам. Результаты можно посмотреть в системе или скачать в файле Excel.
Шаг 5. Выберите организатора
Если есть опыт и желание, можно спланировать и провести мероприятие самостоятельно. В этом случае вам нужно подобрать площадку, продумать, чем кормить сотрудников, подготовить развлечения. Если проводите корпоратив за городом, не забудьте про трансфер. Организовывать корпоратив самостоятельно может быть сложно, зато получится сэкономить.
Если не готовы брать организацию на себя, обратитесь к профессионалам. Event-агентство поможет определиться с концепцией мероприятия, подберет подходящую площадку и развлечения, закажет кейтеринг.
Шаг 6. Расскажите о мероприятии сотрудникам
Чтобы в корпоративе приняли участие как можно больше людей, расскажите о нем за месяц или раньше. Так сотрудники успеют спланировать рабочие и личные дела. Если на корпоративе предусмотрен дресс-код, обязательно скажите об этом, чтобы избежать неловких ситуаций. Например, вы запланировали выезд на природу, а сотрудники пришли в платьях или белых джинсах.
Шаг 7. Проведите корпоратив
Это самый ответственный и долгожданный этап. В день Х отдыхайте, но помните: если организовывали мероприятие самостоятельно, придется контролировать каждую мелочь вроде напитков на столе или опоздавшего ведущего. Когда за корпоратив отвечает агентство, вы сможете сосредоточиться на главной цели корпоратива.
Шаг 8. Соберите обратную связь
Мнения сотрудников о прошедшем мероприятии помогут увидеть, что понравилось и не понравилось, и лучше подготовиться к следующему празднику. А чтобы люди честно высказывали свои мысли, сделайте опрос анонимным.
Что в итоге
- Корпоративы — это развлекательные мероприятия, которые компания организует для своих сотрудников. К ним относятся тимбилдинги, праздничные вечеринки, тренинги, совместные походы в театр или на каток.
- Корпоративы — один из вариантов нематериальной мотивации сотрудников. Мероприятия помогают сплотить коллектив, выявить лидеров, повысить лояльность и вовлеченность персонала, укрепить репутацию компании.
- Корпоративы влияют на отношения в команде. Например, сотрудники знакомятся и общаются в неформальной обстановке, в результате больше доверяют друг другу. А совместный отдых делает работу более продуктивной.
- Корпоративы — это важный, но необязательный бизнес-инструмент. Например, без него могут обойтись маленькие компании, где сотрудники и так общаются неформально. Бывают ситуации, когда корпоратив необходим: если меняется руководство, увеличивается штат, низкие HR-метрики.
- Чтобы мероприятия были интересными для сотрудников и полезными для бизнеса, обязательно ставьте цель — зачем проводить корпоратив на этом этапе? Исходя из этого, планируйте бюджет, подбирайте формат, выясняйте потребности сотрудников. Чтобы понять, удалось ли достичь цели, соберите обратную связь после корпоратива.