Покупка машины — серьезный шаг, который редко делают спонтанно. Чтобы превратить клиента автосалона в покупателя, общение с ним должно быть вдумчивым и ответственным, а риск неудачи надо постараться свести к минимуму. В этом поможет CRM для автобизнеса: система автоматизирует бизнес-процессы и упорядочивает работу с покупателями. Программное обеспечение экономит время на обработку обращений, следит за воронкой продаж и упрощает документооборот. Зачем еще внедрять эту систему в бизнес и как это сделать, расскажем далее.
CRM — система управления взаимоотношениями с потребителями — облегчает работу с клиентами и снижает влияние человеческого фактора. Невнимательный менеджер может забыть позвонить заинтересованному покупателю, и прибыль получит другой автосалон.
CRM показывает, как сотрудники справляются с задачами, анализирует издержки и предлагает стратегии для достижения результатов.
С ее помощью можно:
CRM умеет сама собирать и систематизировать данные о клиентах. В карточках сохраняется вся нужная для сделки, рекламной рассылки или индивидуальной скидки информация — от личных предпочтений до количества обращений в автосалон.
В CRM-системе есть встроенные триггерные рассылки, аналитика рекламных кампаний, персональный email-маркетинг. Это позволяет разрабатывать и реализовывать маркетинговую стратегию, привлекать новых клиентов, удерживать постоянных покупателей.
Еще одна функция системы — возвращение потерянных покупателей. Если клиент отказался от сделки, менеджер запускает цепочку уведомлений со специальными предложениями. Например, бесплатный тест-драйв на новое авто или скидки на сервисное обслуживание. Сообщения клиенту автосалона будут приходить по почте, телефону или в мессенджерах — в CRM можно настроить любые правила.
Внедрение CRM-системы включает четыре шага:
Выбирая CRM, определите задачи, которые вы планируете решить с ее помощью. Автосалону потребуются следующие функции CRM.
Единая база данных клиентов. Здесь будет информация о тех, кто уже купил авто, и о тех, кто только брал машину на тест-драйв. Менеджеры могут править информацию, делать пометки, сегментировать клиентов.
Интеграция с другими сервисами. Телефония, формы с сайта, бухгалтерский софт — автосалону проще работать, когда все информационные системы объединены в единую структуру.
Шаблоны документов. Обратите внимание, чтобы в CRM была возможность упорядочить документооборот. Договоры, акты и другие документы должно быть легко подготовить и загрузить.
Каталог автомобилей. Сюда вносят модели, поступившие в салон, и проданные машины. Менеджеры могут настроить рассылку с предложением новых автомобилей или приглашать автовладельцев на ТО на спецусловиях. Это повышает лояльность клиентов и вероятность повторных обращений в салон.
Важна не только «начинка», но и тип CRM-системы. Можно взять готовую облачную или коробочную версию, а можно разработать по индивидуальному заказу.
Облачная | Коробочная | Кастомная |
Доступна через интернет. Битрикс24, например, предлагает приложение для ПК и мобильных телефонов. Cтавьте в нем задачи сотрудникам и снимайте аналитику в удобное время. Вопросы администрирования, настройки или обслуживания сервера решать не придется. | Устанавливается на серверах вашей компании. Вы покупаете лицензию, и специалисты настраивают систему. | Индивидуально разработанная CRM находится полностью в распоряжении клиента. Ее можно дорабатывать под узкие задачи бизнеса. Обучать работе в ней часто не нужно — система построена на привычных бизнес-процессах в компании. |
Еще на этапе планирования определите цели. Замерьте показатели до внедрения CRM и спустя месяц, квартал и полгода. Если все настроено правильно, повысятся:
Проанализируйте эти параметры и при необходимости скорректируйте дальнейшую стратегию бизнеса.
Основная проблема при внедрении CRM для автосалона впервые — сопротивление сотрудников. Коллективу бывает сложно объяснить, что это действительно нужно для развития бизнеса. Решает проблему обучение, мастер-классы, мотивационные модели. Периодически уточняйте у сотрудников, стало ли у них меньше рутины, есть ли еще трудности в освоении CRM. Подчеркивайте успехи тех, кто уже освоился в CRM и улучшил результаты.
Еще один момент: при выборе программы можно ошибиться с набором функций. Тогда система не покроет основные потребности бизнеса и ручной рутины меньше не станет. Чтобы этого избежать, консультируйтесь со специалистами, изучайте блоги и каналы продавцов CRM-систем, ищите решения в разделах помощи разработчиков.
Новый автосалон столкнулся с трудностями в продажах. Собственники планировали выйти на самоокупаемость через 10 месяцев, однако к концу года у них было всего две продажи в сегменте эконом. Аксессуары, не говоря уже об автомобилях класса люкс, никто и вовсе не покупал. При этом посетители в салоне были.
Собственники провели аудит и обнаружили следующее:
Из-за этого компания несла убытки.
Руководство решило внедрить CRM. После запуска ПО:
Результат: через несколько месяцев компания смогла выйти в плюс и сейчас активно развивается.