Система продаж — подвижная структура, ее нужно контролировать и подстраивать под внешние условия. Рассказываем, что такое управление продажами и как внедрить его в свой бизнес.
Что такое управление продажами
Управление продажами — это то, как компания организует сбыт товаров или услуг. Как планирует объем сделок, общается с клиентами, обучает и мотивирует сотрудников, анализирует показатели, автоматизирует бизнес-процессы. Конечная цель управления продажами — зарабатывать больше.
Зачем бизнесу управлять продажами
Продавать больше. Увеличивать прибыль и находить новых покупателей проще, когда в компании есть стратегия и планы по месяцу, кварталу и годам.
Адаптировать продукты. Опираясь на показатели продаж в динамике, можно увеличивать поставки товаров и услуг с высоким спросом, исправлять ошибки или убирать из ассортимента продукты, которые не приносят прибыль.
Находить эффективные каналы продаж. То, где бренд будет продавать, зависит от продукта и ниши. Зная, где клиенты готовы покупать ваши товары или услуги, сможете масштабировать именно эти каналы.
Понимать потребности клиентов. Если регулярно анализировать целевую аудиторию и спрос на товары или услуги, маркетологи и менеджеры по продажам смогут привлекать более качественные лиды и заключать сделки быстрее.
Прогнозировать продажи. Чем чаще анализируете показатели, тем проще влияете на продажи. Если знаете, что впереди снижение спроса на один продукт, успеете подстраховаться и начнете активнее продавать другой. А к высокому спросу — нарастить мощности и нанять новых продажников, чтобы не упустить сверхприбыль.
Что входит в систему управления продажами
Менеджмент продаж в каждой компании уникален. Он зависит от особенностей бизнеса: продукта, сферы и рынка, целевой аудитории и ее потребностей, активностей конкурентов. Рассмотрим, что обычно включают в систему продаж.
Исследование целевой аудитории
Товары и услуги нужны, чтобы закрывать боли клиентов. Чтобы продвигаться и продавать системно, нужно изучать целевую аудиторию, учитывать ее потребности. Это влияет на то, какие рекламные креативы будут привлекать лиды и на каких площадках, какие воронки и скрипты продаж будут использовать менеджеры.
Каналы продаж
Чтобы выбрать, где продавать продукт, проанализируйте рынок и потребности аудитории, каналы сбыта конкурентов. Это может быть интернет-магазин, офлайн-точка, социальные сети или площадки партнеров.
Воронка продаж
Воронка отражает, как пользователи взаимодействуют с брендом: от первого касания до покупки. Она поможет в работе маркетологам и продажникам — зная все этапы, они смогут создавать цепляющую рекламу, отрабатывать возражения и мотивировать потенциальных клиентов купить продукт.
CRM
Небольшие компании часто записывают данные и учитывают показатели в Google Таблицах. Когда объем продаж увеличивается, этого уже недостаточно. Инструмент не защищен от взлома, а пользователи могут случайно удалить записи, ошибиться или забыть внести информацию. Управлять продажами удобнее и надежнее в CRM-системе.
Например, CRM Битрикс24 автоматизирует большинство бизнес-процессов, связанных с продажами. Все обращения от новых и постоянных клиентов поступают в единую базу. Неважно, как люди обратились в компанию — по телефону, через чат-бота в мессенджере, соцсети, интернет-магазин или лично. Все лиды и сделки фиксируются в системе и не теряются, а отчеты формируются автоматически.
Как управлять продажами
Рассмотрим наиболее популярные методы управления продажами.
Метод 1. Планирование продаж
Для каждого уровня воронки продаж рассчитайте показатели и время, за которое их реально достичь. Разбейте целевые результаты на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, спланируйте работу каждого менеджера по продажам, отдела сбыта и компании в целом.
Например, один риелтор должен за месяц заключить не менее восьми сделок купли-продажи на 10 000 000 рублей. План для отдела жилой недвижимости — 50 000 000, а для всего агентства — 300 000 000 рублей.
План со временем корректируют, потому что он зависит от многих условий — меняется рынок, появляются новые каналы продаж, случаются форс-мажоры. Гибкий подход к планированию позволяет быстро реагировать на изменения и правильно распределять ресурсы.
Метод 2. Стандартизация работы
Правила обслуживания — одна из технологий управления продажами. В инструкциях прописывают, как общаться с клиентом, как продавать разным типам покупателей, как себя вести в стандартных или конфликтных ситуациях. Так проще отслеживать работу менеджеров по продажам и следовать стратегии развития.
Пример. Авиакомпании продают не только услугу пассажирской перевозки, но и впечатления. Кажется, что главное условие в перелете — безопасность. Но в рекламе лидеры рейтингов часто подчеркивают высокие стандарты сервиса и прямо связывают их с приятными впечатлениями. Например, компания Emirates на сайте призывает запланировать незабываемую поездку, выходящую за рамки обычного перелета. Они превратили превосходный сервис даже в экономклассе в свою фишку.
Метод 3. Автоматизация бизнес-процессов
Если автоматизировать ведение клиентской базы, ошибок будет меньше. Инструмент сам создает карточки покупателей, отмечает все контакты и продажи, ведет учет товаров. А руководитель может контролировать работу отдела продаж в режиме реального времени — видеть, сколько звонков сделали менеджеры и есть ли результат.
Метод 4. Контроль качества работы
Обозначьте обязанности менеджеров, поставьте понятные и достижимые планы. Отслеживайте работу, чтобы вовремя среагировать, если срывается важная сделка или отдел не достигает нужных показателей.
Если у вас всего пара подчиненных, контролировать их несложно. Но в крупной компании с десятками продавцов нужна программа, которая отслеживает их работу.
Метод 5. Анализ показателей продаж
Чтобы оценить результаты, нужно правильно поставить цели. Есть разные техники, самая известная из них — SMART. В аббревиатуре зашифрованы характеристики для каждой цели: Постоянно отслеживайте результаты продаж. Если показатели далеки от запланированных, корректируйте стратегию. Стоит смотреть на динамику в разные периоды — за неделю, месяц, квартал, год. Она покажет спад и пик продаж — если поймете, в какой момент и почему они происходят, сможете управлять процессом.Как оценивать результаты управления продажами
Чтобы оценить результаты, нужно правильно поставить цели. Есть разные техники, самая известная из них — SMART. В аббревиатуре зашифрованы характеристики для каждой цели:
Допустим, «заключить за месяц 15 сделок на продажу оборудования на 15 000 000 рублей», а не просто «перевыполнить план».
Для оценки управления продажами обычно смотрят следующие показатели:
- Объем продаж. Смотрите показатели в динамике — так вы точно будете знать, когда начался подъем или спад и насколько быстро вы растете.
- Конверсия. Отслеживайте, сколько привлеченных лидов становятся покупателями. Это показывает, эффективно ли работают маркетологи и менеджеры по продажам.
- Продажи по категориям товаров. Следите, какие товары или категории пользуются наибольшим спросом. Зная клиентские предпочтения, вы сможете адаптировать ассортимент и заработать больше.
- Уровень удовлетворенности клиентов. Поддерживайте долгосрочные отношения с покупателями, ведь именно постоянные клиенты приносят большую часть выручки. Собирайте обратную связь, следите за отзывами о компании и отрабатывайте негатив.
Какие сложности возникают при управлении продажами
Управлять продажами сложно даже в небольшой компании — нужно учесть множество факторов и обеспечить стойкую прибыль даже в кризис. Рассмотрим, что часто идет не так на этом этапе и как это преодолеть.
Высокая конкуренция. Отстроиться от конкурентов поможет УТП — уникальное торговое предложение. Изучите ассортимент, рекламные активности, ценовую политику. Найдите то, что отличает ваш бренд от других, и делайте упор на это.
Ситуация на рынке. Бизнес постоянно сталкивается с вызовами — важно уметь быстро реагировать на изменения, быть гибкими.
Например, когда началась пандемия коронавируса, большинство туристических компаний перестали работать. Но некоторые адаптировались и предложили клиентам виртуальные экскурсии, домики на природе, где можно переждать ограничения.
Сезонность. Если у вас сезонный бизнес, продумайте, как будете получать прибыль в периоды спада. Можно выпустить дополнительные товары или услуги, чтобы поддержать продажи в несезон.
Например, в питомнике растений зимой и осенью обычно снижается спрос. В этот период можно продавать комнатные цветы и праздничные букеты. И предлагать клиентам готовиться к сезону — покупать со скидкой теплицы, парники, семена и удобрения.
Нет автоматизации. Чтобы вручную вести клиентскую базу, обрабатывать заказы и контролировать оплату, нужно много времени. В бизнесе преимущество у того, кто быстрее и точнее реагирует на обращения клиентов. В этом помогают системы автоматизации.
Какие навыки нужны для управления продажами
Обычно продажами управляет руководитель или директор отдела продаж. Успешного специалиста отличают такие навыки:
- Лидерство — знает, как вдохновить и мотивировать команду продавцов. Например, на еженедельных собраниях он не только обсуждает планы с подчиненными, но и отмечает успехи.
- Открытость — понятно объясняет, доступен для подчиненных, готов выслушать идеи и проблемы.
- Организаторские способности — разрабатывает стратегию продвижения, скрипты продаж, рассчитывает план для менеджеров, распределяет задачи, правильно выстраивает бизнес-процессы и обучает сотрудников работать по системе.
- Аналитический склад ума — изучает данные по продажам, формирует отчеты и отслеживает тенденции. Понимает, как продавать больше. Создает новые стратегии.
- Компетентность — понимает процесс и принципы управления продажами и разбирается в продукте.
- Гибкость — следит за изменениями на рынке, при необходимости готов перестроить работу отдела. Например, внедрить систему управления проектами или CRM.
Кейс управления продажами при помощи Битрикс24
Компания «Ключ-Сервис» больше 20 лет оперативно вскрывает двери и автомобили в Йошкар-Оле и Республике Марий Эл. Заявки на услуги бренда поступали из разных источников и хранились в разрозненных файлах, поэтому часто срывались сроки. Данные нужно было привести в порядок.
С помощью CRM Битрикс24 заказчик хотел решить такие задачи:
- внедрить единую среду, чтобы работать с заявками и вести сделки;
- видеть обращения из разных каналов в одном месте;
- использовать инструменты для дополнительных продаж;
- интегрировать CRM-систему с продающим сайтом.
Специалисты интегратора сделали следующее:
- Добавили виджет на сайт.
- Подключили к системе Viber и Telegram.
- Настроили структуру компании, воронку продаж, карточки контактов и компаний, поля лидов и сделок.
- Настроили Диск — общее пространство для хранения и совместной работы в документах.
- Интегрировали систему с продающим сайтом.
- Научили руководителя администрировать портал Битрикс24.
В результате заявки с сайта и из чат-ботов Viber и Telegram поступают в единую систему. Обращения из чат-ботов «Ключ-Сервис» обрабатывает в мобильном приложении CRM Битрикс24. Сотрудники быстрее реагируют на запросы и завершают сделки, продают дополнительные услуги. Заказчик также планирует настроить заявки по WhatsApp и электронной почте, отправлять рассылки.
Полный кейс читайте по ссылке.
Частые вопросы об управлении продажами
Компании, которые управляют продажами, привлекают больше лидов и лучше поддерживают лояльность. Они быстрее адаптируются к изменениям на рынке и экономнее используют ресурсы. В итоге зарабатывают больше.
Эффективность стратегии продаж обычно оценивают по таким показателям: количество лидов и сделок, выручка и прибыль, конверсия на каждом этапе воронки, средний чек, длительность сделки, уровень удовлетворенности клиентов.
Руководитель отдела продаж:
- понимает основы управления продажами, тренды и особенности рынка;
- знает, как работают маркетинговые инструменты;
- мотивирует и обучает команду;
- умеет работать с коллегами из других отделов;
- планирует и контролирует загрузку отдела;
- анализирует данные и принимает обоснованные решения.
Что в итоге
- Управление продажами — это организация эффективной системы сбыта в компании.
- В систему управления продажами обычно входит исследование целевой аудитории, каналы и воронки продаж, CRM.
- Чтобы управлять продажами, компания планирует их, создает стандарты работы, автоматизирует бизнес-процессы, контролирует качество работы и анализирует результаты.
- Эффективность выбранной системы оценивают по количеству и объему продаж, конверсии, уровню удовлетворенности клиентов.
- В управлении продажами могут возникнуть такие сложности: высокая конкуренция, сезонность, неблагоприятная ситуация на рынке, отсутствие автоматизации.
- Продажами управляет руководитель отдела сбыта. Он должен обладать лидерскими и организаторскими качествами, быть открытым, уметь анализировать информацию и видеть тенденции.