Токсичные коллеги: кто это и как с ними работать
Наталья Хайду
Главный редактор
Профессионально увлекаю через контент. С командой Журнала практически с самого основания. Знаю толк в продукте и заражаю читателей интересом к нему с помощью наших статей.

Токсичные коллеги: кто это и как с ними работать

6 мин
916
Совместная работа
HR

У всех бывают рабочие дни, когда мы проявляем себя не лучшим образом. Зря критикуем, можем не нарочно обидеть коллегу или посплетничать за чашкой чая. Если такое случается иногда и не вредит работе — это нормально. Но когда человек ведет себя так каждый день и окружающие постоянно испытывают дискомфорт рядом с ним — это токсичность.

Если в команде есть хотя бы один токсичный сотрудник, он может подорвать работу всей команды. В статье расскажем, к чему приводит такое поведение и как вести себя с токсичными коллегами.

Кто такие токсичные коллеги

Токсичные коллеги — это люди, которые «отравляют» атмосферу в коллективе, делают ее недружелюбной и натянутой. Они заставляют окружающих чувствовать себя некомфортно и добавляют лишний стресс в работу: могут критиковать, агрессивно себя вести, сплетничать и саботировать правила.

После общения с ними люди чувствуют себя так, будто из них выкачивают энергию. При этом они могут даже не осознавать, что попали под ядовитое влияние, но внутри остается неприятный осадок.

Отравляющее поведение может проявляться в разных ситуациях: от рабочей переписки до переговоров с клиентами. Вот несколько примеров, где один из сотрудников проявляет токсичность:

  • Во время выступления один сотрудник ошибся. Другой — начал шептаться с коллегами, смеяться и говорить, что «это было предсказуемо».
  • Одного из сотрудников повысили, а другой начал распускать слухи, что это незаслуженно и коллега просто подхалим.
  • На собрании один из сотрудников защищает общую идею команды. Не дослушав, коллега начинает ее критиковать и без аргументов утверждать, что она никогда не сработает.

Токсичные люди портят настроение собеседника или атмосферу в коллективе без особых причин и целей, просто своим поведением. Так они самоутверждаются и пытаются заработать авторитет.

Пример токсичного поведения

Как определить токсичных коллег: 7 признаков

Каждому из нас случается вести себя неидеально. Время от времени мы можем быть бестактными и чересчур эмоциональными, но это еще не повод вешать ярлык «токсика».

Найти таких сотрудников в коллективе может быть непросто. Но есть несколько признаков, по которым можно понять, что перед вами токсичные коллеги:

  • Постоянно жалуются. Такие люди видят во всем только плохое и не предлагают ничего конструктивного.
  • Манипулируют другими. Чтобы достичь своих целей, используют манипулятивные тактики. Например, пытаются вызвать чувство вины или искажают факты в свою пользу.
  • Сплетничают и выясняют отношения. Любят обсуждать коллег за спиной, распространять слухи и вести интриги. Они могут настраивать людей друг против друга или ссориться по пустякам.
  • Не поддерживают коллег и начальство. Часто саботируют новые процессы, которые вводятся в компании, и не хотят помогать другим, даже в трудных ситуациях.
  • Критикуют и указывают на ошибки. При этом не дают конструктивной обратной связи, не замечают собственных ошибок и не терпят замечания в свой адрес.
  • Нарушают личные и рабочие границы. Вмешиваются в дела других людей и в личное пространство: напрашиваются вместе на обед, ходят по пятам, навязчиво предлагают помощь и отвлекают разговорами.
  • Ведут себя эгоистично. Зацикливаются на своих интересах и потребностях, игнорируют интересы команды.

Скорее всего, вы общаетесь с токсичным человеком, если:

  • чувствуете опустошенность, усталость, напряжение и раздражение;
  • вам сложно сказать «нет»;
  • чувствуете, что на вас давят;
  • забываете о себе и своих интересах;
  • вам сложно выразить свое мнение.

Как токсичные коллеги влияют на коллектив

Согласно исследованию Harvard Business Review, примерно каждый двадцатый сотрудник увольняется из-за токсичного поведения коллег. Вот что ещё говорят те, кто работал с «токсиками»:

Результаты исследования Harvard Business Review

Результаты исследования Oak Engage, в котором приняли участие более двух тысяч сотрудников, тоже неутешительные:

Результаты исследования Oak Engage

Специалисты считают, что токсичное поведение:

  • подрывает доверие в коллективе;
  • снижает продуктивность;
  • разобщает коллег;
  • повышает стресс;
  • снижает креативность;
  • повышает текучку;
  • портит репутацию компании;
  • нарушает процесс принятия решений;
  • отнимает время и силы у руководителей.

Люди, которые постоянно мешают работать, — последнее, что нужно любой компании. Ведь нарциссизм, пассивная агрессия, предвзятость или дискриминация мешают всем сотрудникам компании.

Сотрудники пытаются справиться с негативом, тратят время и силы на то, чтобы решить конфликты. Из-за этого плохо работают. Ситуация становится хуже, если ядовитое настроение распространяет руководство или оно ничего не предпринимает по этому поводу. В таком случае сотрудники чувствуют себя беспомощными, потому что начальник — не на их стороне.

Читайте также

Как создать сплоченный коллектив: инструкция для руководителей
29 февраля 2024

Как работать с токсичными коллегами

Токсичное поведение сотрудника, будь то коллеги или руководителя, может выбить из колеи и демотивировать любого. Вот как общаться с токсичной коллегой, чтобы сохранить контроль над своим настроением и работой:

1. Установите личные границы. Измените свой рабочий график, пересядьте на другое рабочее место и избегайте личных встреч.

Пример. Если вы завязли в неприятном разговоре, вежливо скажите, что не готовы его продолжать: «Я не хочу говорить об этом. Мне нужно работать».

2. Используйте метод «серой скалы». Станьте таким же стойким и спокойным, как серый камень. Подумайте, как абстрагироваться на работе от токсичных коллег. Когда вы сохраняете эмоциональную дистанцию, вы лишаете таких людей «топлива».

Совет. Реагируйте спокойно на попытки вывести вас из себя. Не участвуйте в бессмысленных спорах и не принимайте критику от токсичного коллеги на свой счет. Вместо этого обсудите вопрос с тем, с кем вам комфортно.

3. Используйте опрос Сократа. Это дисциплинированный и вдумчивый диалог между двумя или более людьми. Когда общаетесь с токсичными коллегами на работе — возрастными или молодыми, используйте этот метод, чтобы оспорить их негатив, но при этом не вступать в прямой конфликт.

Пример. Коллега в очередной раз жалуется на решение команды и говорит, что его мнение не спросили. Вы можете снизить токсичность, если зададите наводящие вопросы.

Вы: Ты сказал, что тебя не спросили по поводу проекта. Ты о чем?
Коллега: Вообще-то у меня была гениальная идея. Но мое мнение, конечно же, никого не волнует. Уверен, проект опять будет провальным.
Вы: Понятно. А какая идея у тебя была?
Коллега: Да какая уже разница? Ее все равно не согласуют.
Вы: Может, все-таки поделишься?

Если этот разговор ни к чему не приведет, вы хотя бы попросите коллегу объяснить свое мнение. Возможно, градус напряжения станет ниже.

4. Превратите общение в игру. Поставьте цель — максимально сохранять самообладание, чтобы общаться с токсичным коллегой было не так тяжело.

Совет. Делайте три глубоких вдоха, прежде чем реагировать на любые негативные комментарии. Если удастся сохранять спокойствие во всех разговорах в течение недели, порадуйте себя чем-нибудь приятным. Или поставьте перед собой цель согласиться хоть в чем-то с токсичным человеком. Это поможет вам снизить тревожность и улучшить свои навыки общения.

5. Обратитесь за помощью. Не пытайтесь справиться в одиночку, поделитесь проблемой с коллегами. Если ситуация не улучшается, обратитесь в отдел кадров или к руководителю. Даже если ничего не выйдет, вы, по крайней мере, сообщите о проблеме и о том, как поведение другого человека нарушает рабочий процесс.

Пример. Вы хотите завершить проект в срок, но токсичный коллега саботирует ваши просьбы и не выполняет свои же задачи. Если прямой разговор не помогает, обратитесь за помощью к руководителю. Не жалуйтесь и не критикуйте, а спокойно сообщайте факты, которые доказывают вашу правоту.

Что делать руководителю с токсичными сотрудниками

Если вы менеджер или руководитель, и в вашей команде есть токсичный сотрудник, вы можете помочь своим подчиненным. Для этого:

1. Зафиксируйте токсичное поведение. Подробно опишите, что происходит на рабочем месте. Поговорите со всеми членами команды и попросите их поделиться случаями, когда они сталкивались с токсичным поведением коллеги.

Соберите переписки и примеры, которые показывают, как сотрудник саботирует задачи, оскорбляет своих коллег, распространяет слухи или подрывает ваш авторитет.

Важно. Не полагайтесь на слухи, доверяйте только проверенным фактам. Убедитесь, что поведение коллеги — это действительно токсичность, а не просто плохое настроение или единичная вспышка гнева.

2. Найдите корень проблемы. Когда соберете доказательства токсичного поведения, обсудите их с сотрудником, чтобы понять его мотивы. К примеру, вы можете обнаружить, что человек работает сверхурочно или выгорел и из-за этого вымещает недовольство на коллегах. Это не токсичность, а обычная усталость. Скорее всего, проблема решится, когда сотрудник отдохнет. Но может быть и так, что у него нет соответствующих навыков, и он критикует других из зависти. На это повлиять сложнее, особенно если сам человек не хочет ничего менять.

3. Подумайте, как можно решить проблему. Поищите выход из ситуации для сотрудника и всей команды. Но будьте готовы принять трудное решение. Если поведение сотрудника не изменится, стоит подумать, как избавиться от токсичного коллеги. Возможно, придется перевести его на другой проект, должность или даже уволить. Это сложный шаг, но важный, если вы хотите защитить свою команду и позволить ей спокойно работать.

Пример. Руководитель обнаружил, что сотрудник конфликтует со всеми, потому что сам не может выполнять многие задачи. Ему не хватало навыков и компетенций. Тогда руководитель записал сотрудника на дополнительное обучение, где он смог повысить свою квалификацию. Теперь он чувствует себя увереннее, поэтому меньше ссорится и с уважением относится к своим коллегам.

Но если бы сотрудник отказался от обучения или после него поведение осталось прежним — решение было бы другим. Руководителю пришлось бы провести разговоры об экологичном общении, а позже, если они не помогут, попросить подчиненного уйти из компании.

Следить за тем, как коллеги общаются между собой, дают обратную связь и работают над проектом, помогает Битрикс24. Например, функция совместной работы делает рабочие процессы прозрачными. Вы можете видеть, какие комментарии оставляют сотрудники, отслеживать сроки, назначать ответственных и расставлять задачи по приоритетам.

Все действия и комментарии сохраняются в истории задач, поэтому у сотрудников не будет возможности скрыть ядовитое поведение. И если появится токсичная коллега на работе, то на вопрос «что делать?» ответить будет легче. Вы уже будете знать корень проблемы и всех участников конфликта.

Соберите команду лучших
Битрикс24 Enterprise HRM поможет найти подходящих сотрудников и вместе добиться успеха.
Узнать подробнее

Частые вопросы

Как реагировать на токсичного коллегу?

Главное — конструктивно и профессионально:

  1. Оцените ситуацию и определите, в чем именно проявляется токсичность.
  2. Сохраняйте спокойствие и контролируйте эмоции.
  3. Обсудите проблему напрямую с коллегой.
  4. Используйте конструктивную критику.
  5. Установите личные границы и дайте понять, что такое поведение неприемлемо.
  6. Запишите случаи токсичного поведения.
  7. Обратитесь к руководителю или HR.
Что делать, если токсичный коллега на работе не реагирует на обратную связь?

Попробуйте еще раз обсудить проблему. Возможно, коллега не понял ваши слова или не осознал серьезность ситуации. Приведите конкретные примеры, как токсичное поведение влияет на вас и на команду. Если прямой разговор не помогает, обратитесь к третьей стороне — другому сотруднику, HR-специалисту или руководителю.

Старайтесь не вовлекаться в негатив и сосредоточьтесь на своих задачах. Думайте не о том, как поставить на место токсичного коллегу, а о том, как наладить с ним общение. Это поможет вам сохранить продуктивность. Если ситуация становится невыносимой и ничего не помогает, возможно, стоит подумать о том, чтобы сменить команду или даже место работы.


Что в итоге

  • Токсичные коллеги — это люди, которые создают тяжелую атмосферу на работе, вызывают стресс и дискомфорт у окружающих.
  • Токсичность проявляется в том, что человек смеется над чужими ошибками, критикует идеи, распускает слухи или саботирует рабочие процессы.
  • Токсичного человека определяют по следующим признакам:
    - он видит во всем только негатив;
    - манипулирует;
    - обсуждает коллег за спиной;
    - саботирует процессы;
    - не помогает другим;
    - указывает на ошибки без конструктивной обратной связи;
    - нарушает личные границы;
    - игнорирует интересы команды.
  • Токсичное поведение затрудняет работу, подрывает доверие в коллективе, снижает продуктивность сотрудников, повышает стресс и портит репутацию компании. Даже один такой сотрудник может превратить здоровую команду в токсичный коллектив.
  • При общении с токсичными коллегами важно устанавливать и четко проговаривать личные границы, сохранять эмоциональную дистанцию, задавать наводящие вопросы, чтобы оспорить негатив без конфликта.
  • Если ситуация не меняется, стоит сообщить о проблеме руководителю или HR-специалисту. Главное — опираться на факты, а не на эмоции и внутренние ощущения.

Управляйте проектами и создавайте сильную команду с Битрикс24
Получить бесплатно
Наталья Хайду
Главный редактор
Рекомендуем
Показать еще