Тайм-менеджмент: как эффективно управлять временем
Наталья Хайду
Главный редактор
Профессионально увлекаю через контент. С командой Журнала практически с самого основания. Знаю толк в продукте и заражаю читателей интересом к нему с помощью наших статей.

Тайм-менеджмент: как эффективно управлять временем

8 мин
119
Задачи

Современный мир диктует высокий темп жизни. Мы спешим, пытаемся закончить множество дел и часто чувствуем, что ничего не успеваем. Здесь поможет тайм-менеджмент — искусство грамотно управлять временем.

Для чего нужен тайм-менеджмент

Тайм-менеджмент — это техники, которые помогают планировать дела, повышать продуктивность и успевать больше за меньшее время.

Если грамотно использовать тайм-менеджмент, можно:

  • повысить личную эффективность;
  • легче и быстрее достигать целей;
  • снизить уровень стресса;
  • найти баланс между работой и личной жизнью;
  • больше отдыхать и заниматься саморазвитием.
Пример. Анна — менеджер проектов в IT-компании. Раньше она часто задерживалась в офисе допоздна, не успевала выполнять задачи в срок и постоянно чувствовала себя уставшей. Когда девушка освоила базовые правила и техники тайм-менеджмента, она научилась закрывать задачи в рабочие часы, стала выделять больше времени на хобби и чаще общаться с семьей. Уровень стресса снизился.

С чего начинается тайм-менеджмент

Если управление временем вам в новинку, попробуйте для начала следовать таким правилам:

  • Планируйте. Составляйте список задач на день, неделю, месяц. Планирование в тайм-менеджменте поможет упорядочить дела и ничего не упустить.
  • Расставляйте приоритеты. Определяйте степень важности и срочности задач. В первую очередь беритесь за наиболее значимые.
  • Выделяйте главное. Сосредоточьтесь на одной задаче, не распыляйтесь.
  • Избавляйтесь от «пожирателей времени». Начните замечать, на что вы тратите время впустую, и безжалостно отказывайтесь от таких занятий.
  • Делегируйте. Передавайте часть задач коллегам или подчиненным.
  • Не забывайте о биоритмах. Планируйте заниматься самыми сложными делами, когда вы на пике. Если знаете, что после обеда внимание обычно уплывает, оставьте на это время рутинные задачи.
  • Помните об отдыхе. Время от времени делайте паузы, чтобы восстанавливать силы.

Эти шаги — база. Когда эти действия войдут в привычку и вы заметите первые результаты, можно переходить к методикам.

Какие есть методики тайм-менеджмента

Технологий тайм-менеджмента много. Рассмотрим наиболее распространенные.

Метод помидора

Суть — чередовать периоды интенсивной работы и короткие перерывы. Работайте 25 минут, пока не пропищит таймер. Затем отдохните пять минут. После четырех таких циклов сделайте длинный перерыв на 15-30 минут.

Метод помидора

Метод помодоро помогает держать фокус и не переутомляться. Его удобно использовать, когда работаете над сложными проектами.

Пример. Дмитрий — копирайтер. Ему нужно написать большую статью для клиента. Он разбивает работу на циклы по методу помидора:

  • 25 минут собирает информацию и составляет план → 5 минут отдыхает;
  • 25 минут пишет черновик → 5 минут отдыхает;
  • 25 минут дальше работает над текстом → 5 минут отдыхает;
  • 25 минут продолжает писать статью → 5 минут отдыхает;
  • 30 минут отдыхает;
  • 25 минут вычитывает то, что получилось → 5 минут отдыхает;
  • 25 минут редактирует материал.
Техника позволяет Дмитрию сохранять продуктивность и меньше отвлекаться, пока он работает над задачей.

Матрица Эйзенхауэра

Методика учит расставлять приоритеты. Все задачи распределяются по четырем квадратам:

  • A — важные и срочные;
  • В — важные и несрочные;
  • С — неважные и срочные;
  • D — неважные и несрочные.

Матрица Эйзенхауэра

Задачи из квадрата А нужно выполнить немедленно. Квадрат B — это стратегически важные дела, которые требуют внимания в первую очередь. Задачи С по возможности стоит делегировать. От дел из квадрата D лучше вообще отказаться.

Пример. Елена — руководитель отдела маркетинга. С помощью матрицы Эйзенхауэра она распределила свои задачи.

A: сделать до завтра отчет для совета директоров; согласовать макет рекламных баннеров, который подготовила типография.

B: разработать стратегию продвижения на следующий год; изучить тренды в digital-маркетинге.

C: заказать канцтовары для всего отдела; составить график отпусков сотрудников.

D: разобрать старые рабочие файлы на компьютере; обновить фото в рабочем профиле.

Благодаря тому, что Елена распределила дела по важности и срочности, она может сосредоточиться на главных и не тратить время на мелкие.

Система Agile Results

В основе системы — правило трех. Определите три ключевые задачи на год, месяц, неделю и день. Запишите их в ежедневник или заметки и регулярно просматривайте. Каждый день начинайте именно с них, а потом делайте все остальное.

Система тайм-менеджмента помогает уделять внимание действительно важным целям и оценивать, как каждый шаг приближает к ним.

Пример. Мария — фрилансер. По Agile Results она расписала цели так:

  • На год: увеличить доход на 30%, развить личный бренд, выучить испанский язык до уровня В2.
  • На месяц: привлечь двух новых клиентов, создать сайт-портфолио, пройти интенсив по испанскому.
  • На неделю: позвонить трем потенциальным клиентам, написать две статьи для своего блога, выучить 50 новых испанских слов.
  • На день: созвониться с клиентом и обсудить проект, доделать дизайн главной страницы сайта, позаниматься испанским 30 минут.
В начале недели Мария планирует дела, а в конце — подводит итоги. Это помогает ей быстрее двигаться к целям.

Каким принципам следовать, чтобы научиться тайм‑менеджменту

Чтобы начать применять методики тайм-менеджмента и не запутаться, придерживайтесь таких принципов.

Выбрать какой-то один инструмент. Не пытайтесь объять необъятное и применять сразу все методики. Лучше начните с одного метода и проверьте на практике, как он работает. Например, если вы разрабатываете приложение для фитнес-тренировок, используйте матрицу Эйзенхауэра. В течение проекта отмечайте результаты и в конце оцените, удалось ли добиться цели. Если нет, попробуйте другой метод тайм-менеджмента.

Выделять время на незапланированные дела. Во время работы могут появляться непредвиденные задачи. Если в списке дел оставить небольшое пространство для маневра, стресса станет меньше. И не нужно будет ничего переносить на завтра.

Учитывать, когда вы продуктивны. Настройте биологические часы и сверяйте с ними рабочие Жаворонки бодрее в первой половине дня, совы — во второй.

Чтобы определить, в какое время лучше работать, ведите дневник и в течение дня отмечайте уровень энергии по 10-балльной шкале. Это поможет выяснить, какие дела и когда забирают много сил, а еще — в какие периоды любая сложная задача по плечу.

Делать важное сразу. Принцип «Важное — сейчас, неважное — потом или никогда» описал Максим Дорофеев в книге «Джедайские техники». Он подходит для любого дела: когда нужно ответить на электронные письма, разработать прототип лендинга или провести анализ целевой аудитории.

Чем больше нерешенных задач, тем сложнее сосредоточиться. Непонятно, с чего начать и когда закончить. Чтобы упорядочить дела, поделите их на три типа:

Важные — их лучше сделать сразу. Например, проверить статью, которую нужно опубликовать сегодня.

Несрочные — внести в список. Над такими задачами нужно много думать, а времени на это не хватает.

Неважные — задачи, которые можно отложить. Или отказаться от них совсем.

Как внедрить систему тайм-менеджмента

Один из помощников — таск-менеджер. Они будут особенно полезны руководителям. Рассмотрим на примере Битрикс24.

Шаг 1. Спланировать работу в Задачах и Проектах

Создавайте проекты, разбивайте их на конкретные задачи и подзадачи, чтобы следить, как сотрудники выполняют каждый этап. Также можно использовать чек-листы для пошаговых инструкций — они помогут не упустить важное и удостовериться, что задачу можно закрывать.

Спланировать работу в Задачах и Проектах

Шаг 2. Расставить приоритеты

Используйте теги, чтобы отмечать важность задач. Если для каждого дела заранее определять приоритет — высокий, средний или низкий, — будет проще понять, за что браться в первую очередь, и правильно распределить ресурсы.

Расставить приоритеты

Шаг 3. Установить дедлайны

Указывайте, когда нужно начать и завершить задачу — это поможет поддерживать темп работы. Используйте таймер, чтобы отслеживать, сколько времени уходит на разные проекты, и в будущем планировать точнее.

Установить дедлайны

Шаг 4. Делегировать

Когда распределяете задачи в команде, учитывайте загрузку и компетенции каждого. Поручайте дела тем, у кого достаточно знаний и навыков, чтобы справиться. Старайтесь распределять рабочую нагрузку равномерно между сотрудниками, чтобы не получилось перекосов.

Делегировать

Шаг 5. Обсудить детали

Общайтесь в комментариях к задачам и чатах, чтобы быстро уточнять непонятное, решать вопросы и давать участникам нужную информацию. Так будет понятно, кто чем занят и за что отвечает. Вдобавок никто из команды не будет чувствовать себя не у дел.

Обсудить детали

Или созванивайтесь, чтобы обсуждать более сложные вопросы и вместе принимать решения.

Обсудить более сложные вопросы на встрече

Шаг 6. Оценить прогресс

Битрикс24 автоматически рассчитает показатель эффективности — так вы увидите, насколько хорошо планируете и достигаете целей.

Оценить прогресс

В Битрикс24 также можно найти информацию о том, как дела с задачами у ваших коллег.

Оценить прогресс коллег

Попробуйте организовать работу команды и следить за прогрессом на проектах в Битрикс24. Это бесплатно.

Ставьте задачи в Битрикс24
Организуйте эффективную работу над задачами и проектами в удобном таск‑трекере.
Создать бесплатно

Какие ошибки возможны в тайм-менеджменте

Когда начинаете внедрять систему тайм-менеджмента, ошибок не избежать. Помните, что это нормально и может случиться с каждым. Собрали список основных, чтобы вы были к ним готовы.

Пытаться успеть все

Если стараться втиснуть в день максимум дел, можно получить противоположный результат — ничего не успеть и начать тревожиться. О том, как решить, что важнее и за что браться в первую очередь, написали подробнее в предыдущих разделах.

Не расставлять приоритеты

Все задачи не могут быть одинаково важными. Научитесь ставить цели и определять, какие действия приблизят вас к ним. Этим и занимайтесь.

Быть многозадачным

Не пытайтесь закончить несколько дел одновременно. Лучше заниматься одной задачей, пока не закончите ее.

Стараться делать все идеально

Делайте не идеально, а достаточно хорошо. Так вы потратите на задачу меньше времени и получите результат.

Прокрастинировать

Не откладывайте важные дела на потом. Учитесь преодолевать внутреннее сопротивление и браться за сложные задачи.

Не делать перерывы

Без отдыха невозможно создавать яркие проекты, и даже просто справляться с обычными задачами — сложно. Делайте перерывы и не забывайте о хобби — так вы восстановите силы после тяжелого дня.

Что в итоге

  • Эффективный тайм-менеджмент — не просто набор техник, а целая философия, которая помогает успевать больше за меньшее время. Главная характеристика — тайм-менеджмент учит расставлять приоритеты и отсекать лишнее.
  • С тайм-менеджментом вы будете успевать больше, переживать меньше, найдете баланс между работой и личной жизнью.
  • Важно помнить, что нет универсального рецепта управления временем. Пробуйте разные методики, экспериментируйте, анализируйте результаты. Со временем вы найдете то, что подходит именно вам.

Управляйте проектами и создавайте сильную команду с Битрикс24
Получить бесплатно
Наталья Хайду
Главный редактор
Рекомендуем
Показать еще