Предприниматели постоянно думают, как улучшить свой бизнес. Часто непонятно, над чем работать в первую очередь и какие направления развивать. Для таких случаев есть SWOT-анализ.
Рассказываем, в чем заключается SWOT-анализ, зачем он бизнесу и как его провести.
Что такое SWOT-анализ простыми словами
SWOT-анализ — это метод оценки внутренних и внешних факторов, которые влияют на бизнес.
С его помощью выявляют преимущества и недостатки, возможности и угрозы. Например, когда выпускают новый продукт на рынок или работают над стратегическим планом развития компании.
Как расшифровать SWOT:
- Strengths — сильные стороны. То, что привлекает клиентов и выделяет бизнес на фоне конкурентов. Уникальные технологии, скорость обработки заявки или опыт специалистов.
- Weaknesses — слабые стороны. То, что мешает получать больше прибыли, увеличивать продажи или привлекать клиентов. Небольшой срок службы товара, ограниченный выбор, нехватка сотрудников.
- Opportunities — возможности. Внешние факторы, которые способствуют развитию. Новые технологии и площадки для рекламы, уход компаний из-за рубежа, субсидии и льготы от государства.
- Threats — угрозы. Внешние факторы, которые мешают развитию. Законопроекты, санкции, экономические кризисы, конкуренты.
Внешние факторы одинаково влияют и на малый бизнес, и на корпорации. Слабые и сильные стороны есть как у новых компаний, так и у тех, кто работает десятилетиями. А преимущество SWOT-анализа в том, что это универсальный метод планирования и он подходит для всех.
Зачем бизнесу делать SWOT-анализ
Например, чтобы создать маркетинговую стратегию и понять, как выделиться на фоне конкурентов, а потом использовать эти данные во внешних коммуникациях. Для чего еще нужен СВОТ-анализ:
Оценить идею. На мозговых штурмах, планерках и стратегических сессиях появляются разные гипотезы и мнения. Метод SWOT-анализа покажет, насколько удачна новая идея.
Найти зоны роста. SWOT-анализ поможет увидеть слабые стороны компании и проработать их.
Подвести итоги. Чтобы видеть результаты работы, компании нужно сравнивать показатели за разные периоды. Например, объем продаж за первый и второй квартал, количество заявок в этом и прошлом месяце. Чтобы анализ был полным, сравнивать нужно не только цифры. Метод SWOT поможет определить, что изменилось в работе или какие зоны роста остались.
Пример. В кадровом агентстве проводили SWOT-анализ в декабре 2022 года. Выделили сильные стороны — скорость подбора специалистов, уровень подготовки кандидатов. Увидели, что есть проблемы — более 20% привлеченных сотрудников увольняются в первый месяц.
Спустя год на повторном анализе увидели, что увольнения сократились до 15% — помогла новая программа адаптации. Но сотрудников все еще не хватает — над этим будут работать в 2024 году.Пройдите наш тест, чтобы определить, нужен ли вам SWOT-анализ. Этот список — интерактивный. Отмечайте тезисы, которые вам подходят.
- Не знаю, что угрожает развитию моей компании.
- Работаю с проблемами, когда они уже возникают, не предотвращаю их.
- У меня нет плана, как действовать, если конкурентов в моей сфере станет больше.
- Затрудняюсь назвать уникальное торговое предложение (УТП) моей компании.
- Нет прописанных целей на следующий месяц, квартал и год.
- Думаю, что моя компания такая же, как у конкурентов.
- Не знаю недостатки своего бизнеса.
- У меня много идей, но не понимаю, какие из них удачные.
- В моей компании редко анализируют результаты за разные периоды.
- Мне непонятно, как развивать свой бизнес.
- Не знаю, как обратить изменения в экономике в свою пользу.
- Не знаю, почему клиенты выбирают мою компанию.
Если набрали более пяти «да», вам нужен SWOT-анализ.
Как провести SWOT-анализ
Недостаточно просто заполнить таблицу со слабыми и сильными сторонами, возможностями и угрозами. Нужно поставить задачу, собрать и проанализировать информацию. Объясняем, как это сделать и какие показатели включает SWOT-анализ.
Определить цель. Решите, зачем вам нужен SWOT, — так проще сделать выводы. Например, если цель SWOT-анализа — отстроиться от конкурентов, то весь анализ и выводы будут тоже про это.
Примеры целей разных видов SWOT-анализа:
- определить, стоит выделять бюджет на рекламную площадку или нет;
- понять, на каких преимуществах делать акцент в рекламе;
- подготовиться к возможным проблемам, учесть риски;
- решить, над какими недостатками нужно работать в первую очередь;
- выбрать главное направление для развития;
- взвесить плюсы и минусы перед тем, как запускать новую продуктовую линейку.
Соберите данные. Иногда таблицу заполняет директор компании, руководитель отдела продаж или маркетинга. И делает это на основе собственных наблюдений. Этот подход не работает — так информация получится неполной и субъективной, ведь анализ проводит один человек. Есть риск упустить детали — выписать не все преимущества или забыть про часть рисков.
Как лучше собирать информацию:
- проанализируйте отзывы клиентов — на сайте, в мессенджерах, геосервисах;
- изучите рынок — цены и предложения конкурентов, их рекламные кампании;
- устройте мозговой штурм — пригласите сотрудников разных отделов, руководителей и рядовых исполнителей;
- посмотрите показатели в анализе продаж и рекламы: какие рекламные кампании привлекают больше всего заявок, что влияет на рост прибыли, а что — на отток покупателей.
Собирайте данные о клиентах и показателях продаж в CRM-системах. В Битрикс24 вы сможете видеть историю взаимодействия с клиентом: заказы, оплаты, отзывы. А еще определите, что покупают чаще всего, какие товары или услуги приносят наибольшую прибыль. Эти данные пригодятся, чтобы описывать свои сильные и слабые стороны.
Создайте таблицу. В ней обозначьте четыре элемента: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Для этого используйте Google-документы, Excel или Figma. Если проводите анализ с большой командой на очном тренинге, подойдет флипчарт и разноцветные стикеры.
Заполните таблицу. Соберите информацию, полученную во время анализа. Так легче анализировать ее и находить решения. Пример SWOT-анализа:
Цель и исходная информация. Агентство контент-маркетинга ведет блоги клиентов, пишет посты для соцсетей и телеграм-каналов, занимается SEO и настройкой рекламы. На стратсессии прозвучала идея добавить новую услугу — создание лендингов. Решили провести SWOT-анализ, чтобы понять, стоит ли предлагать эту услугу клиентам и будет ли на нее спрос.
Как собирали данные. Команда провела мозговой штурм в разных отделах: опросили редакторов и копирайтеров, проектных менеджеров, дизайнеров и таргетологов. А менеджеры спрашивали у клиентов на встречах, нужны ли им лендинги. Еще уточняли, почему заказчики выбрали именно их компанию.
Как структурировали полученную информацию:
Сделайте выводы. На их основе сформулируйте конкретные шаги, чтобы реализовать идею, улучшить бизнес, открыть новое направление. Выводы сопоставьте с целью SWOT-анализа. Если цель — понять, как отстроиться от конкурентов, то в итогах укажите действия и инструменты, которые помогут это сделать.
Действия запишите в матрицу решений. Это четыре варианта комбинаций внешних и внутренних факторов. Рассмотрим на примере выводов контент-агентства:
Команда агентства решила развивать направление по лендингам. И поняла, что для начала стоит изучить рынок, продумать процесс, подготовить коммерческие предложения. И в первое время предлагать эту услугу текущим, а не новым клиентам.
Какие ошибки допускают при SWOT-анализе
Предприниматели и компании часто совершают такие ошибки SWOT-анализа:
Опираются на интуицию, а не факты. В сильные стороны записывают миссию компании или мнение директора, а не то, что отмечают клиенты. А слабые стороны не заполняют совсем, потому что думают, что их нет. Выделяют возможности и угрозы без исследований, придумывают их сами. Здесь главное правило такое: учитывать мнение команды, но в первую очередь опираться на бизнес-показатели, отзывы клиентов, анализ рынка.
Забывают о выводах. Преимущество SWOT-анализа — матрица решений. Именно она помогает понять, что делать дальше. Некоторые останавливаются на этапе с сильными и слабыми сторонами, возможностями и угрозами. Так получается анализ ради анализа: непонятно, что делать с полученной информацией. Да, компания осознает свои плюсы и минусы, но без решений эта информация бесполезна. Проходите через все этапы SWOT-анализа, а в конце заполняйте матрицу решений.
Указывают только внешние факторы SWOT-анализа. Если учтете только внешние факторы, получится PEST-анализ — их часто путают.
Выделяют лишние факторы. Предприниматели и маркетологи часто собирают слишком много информации — так сложнее сопоставлять пункты между собой и делать выводы. Оставляйте только основные — те, которые соотносятся с целью. Например, если рассматривали необходимость выделять дополнительный бюджет на рекламную площадку, в сильных сторонах отметьте плюсы именно площадки, а не рекламы в целом. И выбирайте два — четыре самых важных фактора для каждой колонки.
Частые вопросы
SWOT-анализ — это метод изучения внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие бизнеса. Под первыми понимают сильные (S) и слабые (W) стороны — то, на что компания может повлиять. Под вторыми — возможности (O) и угрозы (T). Так анализируют идеи, ищут точки роста, оценивают маркетинговые инструменты и рекламные кампании.
Выписать в таблицу сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для конкретного бизнеса. В каждую ячейку выписать основные факторы: в идеале два — четыре, чтобы было проще сопоставлять их друг с другом и искать решения. Для этого соберите матрицу из четырех комбинаций:
- сильные стороны + возможности (S + O);
- слабые стороны + возможности (W + O);
- сильные стороны + угрозы (S + T);
- слабые стороны + угрозы (W + T).
На последнем этапе формируют выводы: что нужно сделать, чтобы достичь плана. Например, одна из сильных сторон онлайн-школы дизайна — преподаватели из крупных известных компаний. А угроза — развитие нейросетей: люди боятся осваивать профессию, которую может заменить искусственный интеллект. Решение: сильная сторона + угроза = курс по нейросетям, на котором известные спикеры расскажут, как дизайнерам решать запросы клиентов с помощью ИИ.
Что в итоге
- Технология SWOT-анализа помогает оценить, как факторы влияют на бизнес. Разновидности SWOT-анализа соотносятся с тем, зачем его проводят: оценить идею, выбрать направление развития, решить, как отстроиться от конкурентов.
- Используйте разные источники для проведения SWOT-анализа — проводите опросы, изучайте отзывы, анализируйте рынок и конкурентов, устраивайте мозговые штурмы командой.
- Выписывайте в таблицу основные факторы: внутренние — сильные и слабые стороны компании, внешние — угрозы и возможности. Достаточно по два — четыре пункта.
- Составляйте комбинации из факторов и продумывайте, как предотвратить риски, проработать слабые стороны, использовать преимущества и возможности.