Когда на проекте часто меняются технические или бизнес-требования, команде сложно прийти из точки А в точку Б. В таких ситуациях попробуйте использовать элементы Scrum-методологии, например спринты.
В статье разберем, что такое спринт в программировании и в других сферах, в чем преимущества метода и как организовать работу над проектами.
Что такое спринт
Спринт, или итерация, — это короткий отрезок времени, за который команда создает работающую часть продукта.
Спринты в управлении проектами используют, когда работают по Scrum. Этот подход отличается от классического управления проектами: когда составляют план по достижению цели, следуют ему шаг за шагом и показывают клиенту то, что получилось.
Согласно руководству по Scrum, длительность спринта в разработке — не больше четырех недель. На практике команды работают итерациями по две — четыре недели. Таких интервалов стоит придерживаться и проектам в других сферах. Если спринт будет короче, команда не успеет решить задачу. А если затянуть итерацию, участники потеряют концентрацию.
В скраме работа над проектом непрерывна: как только заканчивается один спринт, сразу начинается следующий.
Продолжительность спринта и задач, которые нужно решить, команда определяет в начале итерации — менять параметры в процессе нельзя.
Поначалу спринтами работали только IT-команды. Сейчас метод используют и в других сферах: маркетинге, продажах, дизайне.
Как работа по спринтам влияет на эффективность
Работа спринтами — это подход, который выгоден как подрядчику, так и заказчику:
Заказчик:
- Дает промежуточную обратную связь ― отсюда меньше недочетов и выше качество работы. Финальный продукт соответствует потребностям рынка и ожиданиям.
- Управляет бюджетом. Контролирует, сколько тратится на каждый этап создания продукта.
- Вовлечен в проект. Лучше разбирается в том, как работает продукт и больше доверяет команде.
Подрядчик:
- Постоянно получает обратную связь и вносит изменения в продукт на любом этапе. Лучше понимает, что нужно клиенту.
- Видит промежуточные результаты. Выше удовлетворенность от работы: сразу видно результат. Это важно в креативных индустриях, где сотрудники часто сталкиваются с выгоранием.
- Планирует работу поэтапно. Это проще, чем пытаться предсказать результат длительной работы.
Кроме того, классический метод часто просто невозможно использовать. Представьте команду онлайн-приложения. Она постоянно улучшает приложение: исправляет баги, добавляет новые функции и контент. Спринты помогают организовать работу в условиях, когда продукт постоянно меняется.
Может показаться, что спринт — это палочка-выручалочка, которая поможет любой команде навести порядок в проектах. Но такой метод подходит не всем. Нет смысла использовать спринты в компаниях, где жестко ограничены сроки выпуска продукта. Или где нужен готовый продукт, потому что его части по отдельности не имеют смысла, например при производстве бытовой техники.
Как внедрить Scrum и работу по спринтам
Если вы уверены, что вам подходит методология Scrum и работа по спринтам, действуйте по шагам.
Шаг 1. Подготовьте команду к изменениям
Часто сотрудники настороженно относятся к нововведениям, им нужно время, чтобы адаптироваться к ним. Проводите встречи и объясняйте, как спринты помогут каждому.
Шаг 2. Подготовьте инструменты
В скраме есть обязательные мероприятия, например ежедневные 15-минутные встречи всей команды. Они проводятся в одном и том же месте в одно и то же время. Продумайте, как организовать такие встречи. Если команда работает в офисе, забронируйте переговорку и время. В удаленном формате все проще ― достаточно использовать сервис для видеозвонков.
Чтобы видеть, как идет работа над проектом, используют доску задач — наглядное отображение работы по спринту. В ней должно быть минимум три колонки: «Запланированное», «В работе», «Готово». По ходу работы задачи перемещают из одной колонки в следующую.
Работать по спринтам удобно в Битрикс24. Там есть инструмент «Скрам»: можно создавать команды, планировать задачи и встречи, запускать спринты. Так все сотрудники будут видеть, как идет работа над проектом.
Шаг 3. Протестируйте систему на одной команде
Если в компании несколько отделов и вы планируете внедрять спринты в каждом, действуйте постепенно. Выберите проект, в котором будете работать по скраму, и соберите команду.
Если сотрудники справляются и вы видите результат, можно постепенно переводить на спринты другие команды. Если работать по спринтам пока не получается, вернитесь на первый этап и проконсультируйтесь с опытным Scrum-мастером. Возможно, работа спринтами не подходит вашей компании.
Как планировать и проводить спринты
Спринт состоит из четырех этапов. Каждый из них обязателен и помогает достичь целей итерации и всего проекта.
1. Планирование спринта. Это собрание, на котором команда решает, какой объем работы она сможет выполнить за следующую итерацию и как будет это делать. Обычно задачи выбирают из бэклога продукта, то есть общего списка задач, и по итогам встречи составляют бэклог спринта. Продолжительность собрания зависит от того, сколько длится спринт. Например, для двухнедельной итерации планирование должно занимать не больше четырех часов.
2. Ежедневный скрам. Это 15-минутные планерки, которые проводит команда в начале рабочего дня. Во время встречи каждый участник кратко отвечает на вопросы:
- Что сделал вчера?
- Что планирует делать сегодня?
- Какие проблемы возникли и как их можно решить?
Благодаря таким совещаниям вся команда знает, кто уже закончил свои задачи, а кому нужна помощь.
3. Обзор спринта. Встреча, которую проводят в предпоследний день итерации. На обзоре команда представляет заказчику часть продукта, которую создала за текущий спринт. Он дает обратную связь, и все участники встречи оценивают, удалось ли справиться с задачами и какие доработки нужны. Обзор 4-недельного спринта должен идти не больше четырех часов.
4. Ретроспектива спринта. Заключительная встреча, на которой команда подводит итоги, анализирует результаты и трудности. Цель собрания — понять, что можно улучшить. Ретроспектива 4-недельного спринта длится не более трех часов.
Частые вопросы
Подготовьте команду. Объясните, что такое спринты в проекте и как этот метод сделает их жизнь проще. Подберите инструменты: таск-трекер, сервис для видеовстреч и планирования итераций. Запустите тестовый спринт — на одном проекте или с одной командой.
- Когда команда использует спринты, крупные задачи разбивают на более мелкие: так проще планировать и контролировать работу.
- Итог каждого спринта — работающий продукт или его часть, которая имеет ценность. Так можно быстрее выпустить продукт на рынок и зарабатывать на нем.
- Команда постоянно получает обратную связь и дорабатывает проект. Так результат лучше соответствует потребностям рынка и ожиданиям заказчика.
Что в итоге
- Спринт в разработке и других сферах — это временной интервал, в течение которого команда создает работающую часть продукта. Это может быть прототип сайта, пакет иллюстраций, 3D-макет интерьера.
- Спринт длится одну — четыре недели. Работа по такому методу подойдет, если на старте непонятно, какие этапы надо пройти, чтобы получить результат.
- Работа спринтами помогает планировать и контролировать задачи, оценивать затраты на каждый этап, вносить изменения по ходу проекта, а не в полностью готовый продукт.
- Внедрять спринты нужно постепенно — начинайте с небольшого проекта или одной команды.
- Каждый спринт состоит из четырех обязательных этапов: планирования, ежедневных встреч, обзора и ретроспективы. Собрания помогают команде правильно распределять ресурсы, видеть проект целиком, анализировать успехи и неудачи.