Технику СПИН разработал Нил Рекхэм, исследователь продаж и проблем маркетинга, когда понял, что методы реализации недорогостоящих товаров не подходят для продуктов высокого ценового сегмента. Техника СПИН-продаж подойдет, если вы предлагаете клиентам профессиональные услуги, уникальную продукцию или товары, покупка которых требует взвешенного решения.
СПИН-продажи — метод, направленный на закрытие сделки с покупателем с помощью специальной техники общения. Она заключается в вопросах, создающих потребность в сознании человека приобрести товар. Важно соблюдать последовательность структуры построения разговора:
Методика применяется в продажах товаров и услуг высокого ценового сегмента и крупных организациях.
Техника подходит для долгого цикла продаж, когда обсуждение сделки проходит между компаниями в несколько встреч. Используйте метод СПИН в формате презентации. Так вы выявите проблемы, продемонстрируете выгоду и предложите оптимальное решение для увеличения оборота продаж.
СПИН-методика не подходит для недорогих товаров. Трудно представить менеджера, который разговаривал бы с клиентом о проблемах такого товара, как расчески. СПИН-продажи лучше задействовать при реализации, например, крупной бытовой техники.
Методика актуальна для продажи курсов. Допустим, человек решил сменить профессию, но не решается пройти обучение. Необходимо донести до клиента выгоду от обучения, обосновать покупку.
Техника помогает маркетологам увидеть причины спроса на товар, о которых производитель раньше не задумывался.
СПИН-продажи не подходят:
Плюсы |
|
Минусы |
|
Для общения с клиентами нужно заранее проработать вопросы и реакции на них.
Определите потребности клиента в конкретной области. Вопросы не должны быть навязчивыми. Предложите человеку рассказать о себе, но с учетом ваших товаров.
Например, продавец-консультант автомобильных запчастей может начать разговор про машину клиента или проблемы с обслуживанием. Когда беседа ведется с музыкантом, можно спросить его про концерты, предпочтительные музыкальные стили.
Деликатно подведите покупателя к покупке. Если действовать напористо, вы оттолкнете его. Вопросы готовьте с акцентом на проблемы, которые сможет решить только ваш товар.
У клиентов часто стандартные возражения. Они могут сомневаться из-за цены, ссылаться на необходимость посоветоваться с близкими. На этапе подготовки составьте список вопросов, которые заинтересуют человека продолжить разговор и помогут снять возражения.
Подготовьте список возможных проблем покупателей, которые сможет решить ваш товар. Ведите диалог, учитывая выявленные проблемы. Если клиент назовет новую, обязательно запомните ее.
После всех вопросов перейдите к презентации товара. Ненавязчиво продемонстрируйте преимущества и выгоду от покупки. Их формулируют с учетом озвученных проблем клиентов.
Чтобы завершить сделку необходимо заранее продумать логическую цепочку вопросов. Их составляют с учетом характеристик продукта. Нельзя задавать прямые вопросы. Подходите к проблеме постепенно, задавайте наводящие вопросы, чтобы клиент самостоятельно принял решение. Рассмотрим технологию СПИН на примере продажи CRM-систем.
Ситуационные. Собираем данные о покупателе и налаживаем контакт. Вопросы помогают узнать о текущей ситуации:
Проблемные. Создаем потребность в покупке CRM-системы и определяем сложности в компании клиента:
Извлекающие. Помогаем покупателю осознать значимость проблемы. В разговоре не акцентируйте внимание на проблемах, чтобы не нагнетать ситуацию. Клиента нужно мотивировать к покупке:
Направляющие. Интересуемся, что будет в случае покупки CRM-системы:
CRM-система Битрикс24 содержит всю документацию и клиентскую базу в одном месте и хранит историю каждой сделки. Вы можете начать работу с Битрикс24 на бесплатном тарифе для неограниченного числа пользователей.