Чтобы управлять проектами, нужны специальные методологии. По сути это наборы правил, которые описывают, как работать с проектом и строить отношения в команде. Одна из самых популярных сегодня ― Scrum. В статье расскажем, что это, как работает и кому поможет в процессах.
Что такое Scrum
Методология Scrum — это фреймворк, который помогает в управлении проектами и создании продуктов. Его используют, когда требования часто меняются или финальный результат на старте неизвестен.
Scrum-метод впервые стали применять в программировании. Традиционный подход к достижению поставленной цели из точки А в точку Б здесь не подходит. Если работать над приложением целый год по изначальной задумке, есть риск выпустить продукт, который никому не нужен. Потому что тренды на рынке поменялись или потому что конкурент выпустил похожее приложение первым. Нужно быстро сделать минимальную версию продукта, а потом дорабатывать ее под требования пользователей. Так работают гибкие методологии, например, система Scrum.
Основные инструменты Scrum-метода
Scrum-команда обычно небольшая, до десяти человек. Есть особые роли, о них мы поговорим ниже.
Спринт. В Scrum работа происходит поэтапно. Один этап длится две-четыре недели. Такой промежуток времени называют спринтом. За этот период команда должна представить MVP MVP (Minimum Viable Poduct) — минимально жизнеспособный продукт продукта, отдельную функцию или закончить часть работы ― цели на спринт зависят от конкретного проекта.
Канбан-доска. Команда может использовать онлайн- и офлайн-доски. Это визуализация процесса создания ценности. На карточках записывают задачи. А на доске рисуют колонки — они отражают стадии, которые задачи проходят от идеи до внедрения. Их количество может быть разным, но обязательно включает в себя три составляющие: бэклог, задачи в работе, выполненные задачи. Карточки переносят из колонки в колонку, чтобы каждый видел, что сейчас актуально.
В сервисе для совместной работы Битрикс24 вы можете создать доску, кастомизировать ее под ваши цели и работать с ней вместе с командой. Каждый может настроить уведомления о дедлайнах для своих задач, чтобы ничего не забыть.
Артефакты Scrum — вспомогательные инструменты. В скраме есть три артефакта: бэклог продукта, бэклог спринта и инкремент.
Бэклог продукта — это все задачи разработчиков по проекту, расположенные в порядке важности. Из него берут задачи для бэклога спринта.
Бэклог спринта — это список задач на спринт. Команда сама берет наиболее приоритетные, которые принесут максимальную ценность.
Инкремент — это готовый продукт или его часть. Например, функция регистрации в онлайн-приложении.
Кому и зачем нужен Scrum
Метод появился, чтобы уметь работать в области высокой неопределенности, когда нет точки Б. Его цель ― сделать их более гибкими. Scrum нужен, чтобы:
- поддерживать взаимодействие между участниками;
- делать процесс прозрачным — все видят,какие задачи в работе;
- предотвращать и минимизировать риски;
- быстро подстраиваться под новые требования.
Поскольку такие задачи решают не только в IT, Scrum начали применять и в других сферах, например, чтобы создавать контент или организовывать мероприятия.
Скрам подходит:
- проектам, которые можно разбить на этапы;
- командам до 10 человек;
- там, где на старте сложно сформулировать, какой результат получится в итоге;
- когда заказчик готов активно давать обратную связь.
Как работает Scrum
Для того, чтобы применять Scrum, нужно разобраться в его структуре — она состоит из правил, ролей, событий и артефактов.
Главное правило — Scrum строится по принципу «3-5-3»: 3 роли, 5 событий, 3 артефакта. Если хоть один из этих элементов отсутствует, то методика не даст результат.
Роли Scrum
Команда состоит из владельца продукта, разработчиков и Scrum-мастера.
Владелец продукта (Product Owner)
Владелец продукта составляет общий список задач — бэклог продукта — и определяет приоритетность. Специалист также общается с заказчиками, собирает информацию, определяет требования. Важно, что владелец может быть только один, иначе указания с нескольких сторон внесут хаос в работу.
Команда разработчиков
Сюда входят программисты, маркетологи, дизайнеры, верстальщики и другие специалисты. Все зависит от целей и задач. Команда берет задачи из бэклога и отвечает за их выполнение. Scrum-команда сама составляет бэклог спринта и распределяет загрузку, учитывая прошлые спринты.
Scrum-мастер
Scrum-мастер отвечает за то, чтобы команда соблюдала правила методологии. По сути это тренер, который знает нюансы методики и делится ими с остальными.
События Scrum
Основа Scrum — спринты. Спринт длится от одной до четырех недель. Перед спринтом проводят планирование — обсуждают, какие задачи нужно взять в работу. Итог события ― определить цель спринта и способ ее достижения, создать бэклог спринта.
Ежедневно в рамках спринта проходит совещание — стендап, или ежедневный скрам. На встрече проверяют, как команда движется к цели, и при необходимости адаптируют работу. Это помогает контролировать риски.
Когда спринт заканчивается, команда собирается на обзор итогов. Разработчики показывают продукт, а владелец продукта решает, можно ли его показывать клиенту. Также на основе обзора владелец дорабатывает бэклог продукта — это ложится в основу следующего спринта.
По итогам спринта проводят ретроспективу. Задача встречи — посмотреть на работу за спринт, увидеть сильные и слабые стороны. И придумать, как действовать в следующий раз, чтобы было лучше.
Ценности Scrum
Работа по Scrum — гораздо больше, чем просто инструкция. Это образ мышления, где каждый осознает свою ответственность перед заказчиков и коллегами, не боится задавать неудобные вопросы и открыто говорит о возникающих проблемах. Подробнее о ценностях методологии можно почитать здесь.
Как внедрить Scrum
Чтобы начать использовать методологию в компании и получать первые результаты, нужно от трех месяцев. Главное — выполнить такие условия:
- Назначить владельца продукта. Этот человек будет отвечать за коммуникацию между заказчиком и командой. А также держать в голове, что должно получиться в итоге, и направлять всех остальных. Когда требования часто меняются, а работа строится поэтапно, можно свернуть не туда и упустить из вида общую картину. Владелец делает так, чтобы этого не произошло.
- Собрать команду до десяти человек. В скрам-команде нет разных отделов и подразделений. Наоборот разные специалисты работают сообща. Вклад каждого сотрудника важен и ценен, иерархия отсутствует.
- Нанять Scrum-мастера. Специалист глубоко разбирается в гибких методологиях, владеет инструментами скрам и умеет обучать других. Он следит за тем, чтобы Scrum использовали правильно, иначе он не принесет результатов. Есть компании, которые предоставляют скрам на аутсорсе. Но можно нанять человека со стороны или обучить своего сотрудника этой методологии.
- Определить список задач. В процессе переговоров с заказчиком нужно зафиксировать цели и ожидания от проекта. А затем декомпозировать большие задачи на более мелкие. Это поможет, когда команда будет составлять бэклог, планировать загрузку и дедлайны.
- Создать канбан-доску. Задачи по проекту или на текущий спринт удобно визуализировать на доске. Одна карточка ― одна задача. В карточке должна быть информация о сроках, ответственных и менеджерах, которые принимают работу. Перемещайте по доске карточки по мере выполнения — так будет проще отслеживать прогресс.
- Собираться на стендапы. Ежедневные встречи помогают отслеживать «узкие места» ― можно вовремя увидеть, если член команды не справляется с задачей и перераспределить нагрузку.
- Постоянно быть на связи с клиентом. Клиент в скрам может быть вовлечен в процесс настолько, насколько может. Заказчик участвует в составлении бэклога продукта, ему презентуют результаты работы в конце каждого спринта. Гибкость помогает избегать ситуаций, когда ожидания и результат сильно отличаются друг от друга.
- Анализировать проделанную работу. Это нужно делать регулярно, чтобы понимать, что стоит улучшить и в какую сторону двигаться в следующих спринтах.
- Всегда думать о целях. План работы на следующий спринт зависит от результатов предыдущего.
Частые вопросы
Scrum — это методика, которая помогает работать со сложными проектами на конкурентных рынках. Появилась в разработке программного обеспечения, но применяется и в других отраслях — от производства до маркетинга.
Scrum помогает справиться с большим количеством задач, потому что команда совершенствует проект постепенно. Методика подходит для больших задач, где нет четкого понимания, каким должен быть финальный продукт, и есть возможность вносить быстрые изменения.
Для того, чтобы начать использовать Scrum в работе, нужно выполнить такие шаги:
- Определиться с целями. Решите, к чему вы хотите прийти по итогам спринтов. Создайте бэклог продукта, но помните, что его можно и нужно менять в процессе.
- Соберите команду. Назначьте владельца продукта, Scrum-мастера и команду разработки. Помните, что лучше всего методика работает на командах до 10 человек.
- Создайте доску. Это необходимо, чтобы для каждого участника процесс был прозрачным.
- Уделите внимание общим собраниям. Успех методики напрямую зависит от открытости участников. Ежедневные собрания в Scrum нужны так же, как и ретроспектива, потому что в любой день участники команды могут встретиться с препятствиями в работе. Спринт — короткий период, и действовать нужно быстро.
Что в итоге
- Scrum — это гибкая методика для организации работы над проектом. Ее создали для того, чтобы поменять подход к разработке программного обеспечения — сделать его более быстрым и гибким. Методику быстро переняли для работы и в других областях.
- В технологии Scrum большой проект дробится на мелкие части — спринты. За счет этого удобно быстро менять продукт.
- В основе методологии разработки Scrum принципы открытости и уважения. Каждый участник команды делится обратной связью каждый день — так можно оперативно менять процессы и следить за загрузкой.