Что такое речевая аналитика и зачем она бизнесу
Наталья Хайду
Главный редактор
Профессионально увлекаю через контент. С командой Журнала практически с самого основания. Знаю толк в продукте и заражаю читателей интересом к нему с помощью наших статей.

Что такое речевая аналитика и зачем она бизнесу

6 мин
36
Нейросети

speech_analytics_preview

Когда сотрудники разговаривают с клиентами по телефону, важно знать, что они соблюдают правила общения с покупателями.

Руководитель может сам выбирать и слушать конкретные звонки. Но тогда есть риск пропустить ошибки в разговорах других операторов.

Можно подключить к проверке отдельную службу качества: она будет проверять все звонки. Но это дорого, придется нанимать много сотрудников.

Есть более простой и выгодный вариант — сервисы речевой аналитики. В статье рассказываем, как они работают и каким образом помогают компаниям поддерживать высокое качество сервиса и сокращать расходы.

Что такое система речевой аналитики

Речевая аналитика — это технология, которая обрабатывает звонки, переводит их в текст и изучает записи по заданным параметрам.

С помощью речевой аналитики можно:

  • заметить ошибки менеджеров по продажам и операторов колл-центров;
  • отследить, соблюдают ли сотрудники скрипты;
  • понять, что нравится клиентам, а чем они недовольны.

Вот как работает система.

Как работает речевая аналитика

1. Платформа сохраняет разговоры. Обычно запись включается автоматически при каждом входящем или исходящем звонке.

2. Система распознает речь. Сервис переводит голосовые данные в текст.

3. Сервис анализирует текст с помощью алгоритмов обработки естественного языка Эти методы помогают компьютерам понимать человеческий язык . Это нужно, чтобы понять смысл каждого предложения, определить ключевые темы, эмоции и даже намерения собеседников.

Выделяют такие виды анализа:

  • Тематический. Его применяют, чтобы определить основные темы разговора. Если клиент жалуется, что курьер задерживается, система пометит, что беседа касалась доставки.
  • Эмоциональный. Система распознает эмоциональное состояние собеседников. Если клиент раздражен или возмущен, платформа оценит разговор как негативный.
  • По тегам. Сервис распределяет звонки по категориям, например «жалобы», «продажи», «технические запросы», «слова-паразиты», «мат, оскорбления».
  • По ключевым фразам. Платформа выявляет сочетания слов, которые часто повторяются. Например, «не могу войти в личный кабинет», «проблема с картой», «номер заблокировали». Эти фразы помогут понять, с какими трудностями чаще всего сталкиваются клиенты.

4. Сервис создает отчеты. Руководитель может увидеть:

  • какие темы вызывают у клиентов больше всего вопросов;
  • сколько времени сотрудники тратят, чтобы ответить на запросы пользователей;
  • как меняется уровень удовлетворенности клиентов.

Системы речевой аналитики звонков работают как отдельные платформы или могут быть встроены в CRM. В Битрикс24 есть AI-помощник CoPilot. Он анализирует разговоры сотрудников с клиентами и подсказывает, что можно улучшить.

Попробуйте CRM Битрикс24
CRM возьмет под контроль все каналы коммуникаций с клиентами и автоматизирует продажи в вашем бизнесе.
Создать бесплатно

Для чего бизнесу нужна речевая аналитика

Речевая аналитика помогает компаниям улучшать качество коммуникаций с клиентами, увеличивать продажи и повышать лояльность покупателей. Вот зачем нужен инструмент.

  1. Контролировать качество звонков. Узнавать, как менеджеры общаются с клиентами, соблюдают ли скрипты и предлагают ли дополнительные услуги.
  2. Выстраивать прозрачную систему поощрения сотрудников. В системе речевой аналитики менеджер по продажам, оператор кол-центра и руководитель видят результаты каждого звонка. Эта информация помогает выделять лучших сотрудников и поощрять их за качественную работу.
  3. Выявлять конфликтных сотрудников и причины клиентского негатива. Система помогает решить спорные ситуации, когда поступают жалобы от клиентов. Сервис определяет, действительно ли менеджеры хамят, невежливо общаются с покупателями, не решают вопросы или долго отвечают на звонки.
  4. Совершенствовать скрипты. Результаты речевой аналитики показывают, как менеджеры или операторы отрабатывают сценарии разговоров. Если у разных сотрудников есть одни и те же ошибки, скорее всего стоит переписать скрипт. Чтобы усовершенствовать сценарий, можно изучить звонки, которые закончились продажей или высокой оценкой от клиентов.
  5. Обучать сотрудников. С помощью речевой аналитики можно показывать новичкам примеры успешных переговоров. Так они будут учиться на чужих ошибках и быстрее поймут, какие приемы помогают закрывать сделки и решать вопросы пользователей.
  6. Изучать спрос и конкурентов. Из разговоров можно узнать, с какими запросами обращаются покупатели. Например, часто интересуются срочной доставкой, скидками или аналогичным товаром с другими характеристиками. Данные речевой аналитики помогают спланировать акции и объемы закупок и понять, каких услуг не хватает клиентам.
  7. Выявлять сильные и слабые стороны менеджеров по продажам. Выяснять, в чем именно силен каждый из сотрудников, и грамотно распределять задачи. Например, у одного коллеги хорошо получается обрабатывать холодные лиды, а другой отлично справляется с допродажами.

Каких результатов можно достичь после внедрения речевой аналитики

Выделили три ключевые области, которые можно улучшить с речевой аналитикой.

Сократить затраты труда. Сервис речевой аналитики обрабатывает 100% звонков. Это значит, что компания может отказаться от отдела контроля качества или сократить часы его работы, а также снять часть нагрузки с руководителя контактного центра.

Дано. В интернет-магазине мебели работал кол-центр с отделом контроля качества. Один руководитель организовывал работу и операторов, и менеджеров.

Операторы принимали звонки со всей страны. Менеджеры выборочно оценивали их работу и передавали руководителю результаты оценки.

Проблема. Отдел контроля качества обходился компании очень дорого. Руководитель уставал контролировать всех сотрудников.

Решение. Магазин внедрил систему речевой аналитики. Теперь ошибки операторов выявляет программа, а не сотрудники. Руководителю не надо организовывать процессы в отделе службы по контролю качества: он всегда может посмотреть результаты любого звонка.

Результат. Компания оптимизировала работу 70% специалистов и почти наполовину сократила фонд оплаты труда. У руководителя появилось время улучшать скрипты и работать над навыками операторов.

Повысить лояльность клиентов. Когда пользователи звонят в компанию, они хотят как можно быстрее получить ответ и решить вопрос. Чем дольше ожидание, тем выше риск, что человек будет недоволен.

Дано. Сеть химчисток запустила акцию — чистку мебели со скидкой 50%. Реклама хорошо сработала. Потенциальные клиенты начали звонить в кол-центр, чтобы узнать подробности.

Проблема. Операторы не успели изучить новое предложение, поэтому не могли ответить на все вопросы пользователей. В результате на разговор с одним клиентом сотрудники тратили пять и больше минут и не всегда решали проблему с первого раза.

Решение. С помощью речевой аналитики руководитель выяснил, что больше всего интересует пользователей. Затем подготовил скрипты для сотрудников колл-центра и сделал базу знаний с ответами на самые частые вопросы.

Результат. Клиенты начали получать подробный ответ в течение одной минуты.

Увеличить продажи. С помощью речевой аналитики можно проверить все звонки, которые привели или не привели к сделкам. Понять, что именно повлияло на успех.

Дано. В страховой компании решили создать сценарий, по которому как можно больше холодных лидов соглашались бы на оформление полиса.

Решение. Речевая аналитика помогла найти фразы, которые повышали конверсию продаж. Например, в новый скрипт добавили предложение «продление полиса со скидкой».

Результат. За следующий квартал количество заключенных договоров выросло на 18%.

Как работает речевая аналитика в Битрикс24

В CRM Битрикс24 есть AI-ассистент CoPilot. Один из его сценариев — речевая аналитика. Инструмент анализирует, как менеджеры соблюдают скрипты продаж, и подсказывает, что стоит улучшить.

В системе уже есть готовые скрипты для разных ситуаций, например «Сопровождение сделки», «Обработка жалоб», «Этикет общения». Вы можете использовать эти шаблоны, отредактировать их или создать свои.

Посмотрите, что умеет Битрикс24 CoPilot
ИИ помогает менеджерам тратить меньше времени на рутинные задачи.
Попробовать бесплатно

Как запустить речевую аналитику в Битрикс24. Откройте карточку в CRM, выберите звонок и нажмите кнопку «CoPilot». Система начнет обрабатывать звонок в четыре этапа:

  • преобразует голос в текст;
  • составит резюме звонка;
  • заполнит поля в карточке;
  • оценит, насколько звонок соответствует скрипту.

Если заполнять карточку не нужно, нажмите кнопку «CoPilot» и кликните «Оценить звонок по скрипту».

Как запустить речевую аналитику в Битрикс24

Когда CoPilot проанализирует разговор, появится хронология. Менеджер и вы увидите оценку AI-ассистента и подробный анализ звонка.

Анализ звонка в Битрикс24

Чтобы посмотреть детали, кликните «Анализ разговора». Вы сможете увидеть:

  • Оценку качества звонка — прослушайте разговор, чтобы лучше понять, что CoPilot рекомендует изменить.
  • Процент соответствия скрипту — система проанализирует беседу и укажет, какие ошибки допустил сотрудник.
  • Рекомендации CoPilot — AI-ассистент учтет все ошибки и посоветует, как их избежать при следующем разговоре.
  • Общий рейтинг менеджера — это средняя оценка сотрудника по всем скриптам, тут же видна динамика рейтинга.

Результат анализа разговора в Битрикс24

Речевая аналитика в продажах доступна на любом платном тарифе. AI-помощник CoPilot находится в разделе CRM. Чтобы начать проверять звонки, откройте вкладку «Продажи» и выберите «Скрипты и Речевая Аналитика с AI».

Частые вопросы о речевой аналитике

Какому бизнесу подойдет речевая аналитика?

Речевая аналитика пригодится любым компаниям, которым важно следить за качеством общения с клиентами. Страховым фирмам, магазинам, банкам.

Каковы цели внедрения системы речевой аналитики?

Цели зависят от сферы деятельности и размера компании, ее стратегии и бизнес-процессов. Чаще всего речевую аналитику внедряют, чтобы сократить затраты на ручную проверку разговоров, увеличить продажи, снизить число ошибок менеджеров по продажам или операторов кол-центров.

Какие данные собирает речевая аналитика?

Система сохраняет и предоставляет информацию, которая помогает бизнесу изучать потребности клиентов, оптимизировать продажи и обучать сотрудников. Это могут быть:

  • полные тексты разговоров сотрудников с клиентами;
  • теги, чтобы было удобнее ориентироваться в текстах и анализировать данные;
  • соответствие разговора скрипту;
  • данные о времени ответа и обработки звонка;
  • информация об эмоциональном состоянии сотрудника и клиента во время разговора.

Требования к функциональности речевой аналитики зависят от целей и задач компании.

Какие ошибки допускают, когда внедряют речевую аналитику?

Бывает, что компания запускает систему речевой аналитики и не получает результатов, которые ожидала. Вот из-за чего так происходит:

  • Бизнес верит, что речевая аналитика с ИИ может все. Система оценит соответствие скрипту и эмоции собеседников. Но не замотивирует сотрудников, чтобы они учились на ошибках.
  • Компании экономят на качестве записи разговоров. Например, данные оцифровывают на битрейте ниже 64 кбит/с. Из-за этого система некорректно распознает слова, а это влияет на результаты проверок.
  • Руководители используют устаревший словарь тегов. Чтобы речевая аналитика распознавала слова и фразы, они должны быть в словаре.

Что в итоге

  • Речевая аналитика — это технология, которая распознает речь и текстовые коммуникации. Речевую аналитику используют в компаниях, где сотрудники общаются с клиентами по телефону или в сообщениях. Например, в продажах, страховании, банковской сфере.
  • С помощью речевой аналитики компании могут прослушивать 100% звонков, совершенствовать скрипты, выявлять конфликтных сотрудников, обучать новичков, изучать спрос и потребности клиентов.
  • Системы речевой аналитики могут работать как отдельные платформы или быть частью CRM. Например, в Битрикс24 есть AI-помощник CoPilot — с его помощью получится создавать скрипты, анализировать звонки менеджеров и оценивать, соответствуют ли разговоры заданным сценариям.

Поставьте искусственный интеллект на службу бизнеса с Битрикс24
Попробовать бесплатно
Наталья Хайду
Главный редактор
Рекомендуем
Показать еще