Профессиональное выгорание опасно для здоровья сотрудника и работы всего коллектива. Специалист, который выгорел, хуже выполняет трудовые обязанности, перекладывает ответственность на других, часто берет больничные или увольняется.
Чтобы поддерживать продуктивность на рабочем месте и сберечь ценные кадры, руководитель должен бороться с причинами выгорания, а не последствиями. В статье расскажем, как отличить выгорание специалиста от усталости, какие бывают стадии и что делать для профилактики профессионального выгорания.
Что такое профессиональное выгорание
Профессиональное выгорание — это синдром сильного эмоционального истощения. Оно возникает на фоне хронического стресса на работе, с которым человек не справился.
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) внесла выгорание в Международную классификацию болезней, МКБ-11, в группу факторов, которые влияют на здоровье. То есть профессиональное выгорание — не болезнь, а состояние, которое не требуется лечить. Но если долго находиться в таких обстоятельствах, можно по-настоящему заболеть.
В сети встречаются два термина: профессиональное и эмоциональное выгорание. ВОЗ уточняет, что выгорание (на английском burn-out) относится только к профессиональной деятельности и не используется, чтобы описывать переживания в других сферах жизни. Поэтому в статье мы рассматриваем понятия профессионального и эмоционального выгорания как равнозначные.
Выгорание сложно определить самостоятельно, потому что по признакам оно напоминает переутомление. К тому же со временем состояние усталости и раздражения превращается в норму — справиться с ним становится еще тяжелее. Чтобы вовремя определить профвыгорание, рассмотрим его признаки.
Постоянное чувство усталости. Сотрудник не в силах выполнять прежние обязанности. Нагрузка та же, но справляется он с ней хуже. Сон, выходные и отпуск не помогают восполнить энергию.
Плохой сон. Сон — это отдых для организма. Если человек много времени уделяет работе, вечером ему сложнее уснуть. Мозг продолжает решать рабочие задачи и не может остановиться. Особенно когда сроки поджимают. Сон становится прерывистым, беспокойным, появляется бессонница. Пополнить запасы энергии и сил неоткуда.
Проблемы со здоровьем. Из-за плохого сна и хронического стресса иммунитет падает, сотрудник чаще уходит на больничные, берет отгулы или отпрашивается без причины.
Нет мотивации. Работа больше не интересует, сложно подготовить небольшой отчет или написать короткое письмо. Похвала, признание коллег или премии не мотивируют.
Апатия. Ни плохие, ни хорошие события не вызывают эмоций. Все, что испытывает человек, — безразличие, подавленность, скуку. Сотрудник чаще опаздывает, дольше обедает, отказывается от новых задач.
Снижение продуктивности. Сложно удерживать внимание на работе долгое время. Ухудшается память, становится труднее принимать решения самостоятельно. Сотрудник стремится переложить ответственность на окружающих.
Дистанцирование. Работник закрывается от коллег и избегает встреч с ними, меньше участвует в обсуждении рабочих задач.
Раздражительность. Вспыльчивость, злость и цинизм приводят к частым конфликтам с коллегами, клиентами. Такое поведение усложняет жизнь людям вокруг. Выгоревший сотрудник не работает сам и не дает работать остальным, из-за чего эффективность работы команды падает.
Вредные привычки возникают или возвращаются, как защитная реакция на постоянный стресс.
Когда Сергей проработал на новом проекте полтора месяца, сначала он перестал делать зарядку, потом стал обедать бургерами. Сейчас он ходит с коллегами в курилку.
Если не обнаружить профессиональное выгорание на ранних стадиях, эмоциональное истощение приведет к серьезным проблемам со здоровьем и нарушит рабочие процессы.
Какие есть уровни выгорания
Психолог Джеррольд Гринберг выделяет пять стадий профессионального выгорания.
Первая стадия — повышенный интерес. Сотрудник или весь коллектив горят работой, трудятся над интересным проектом 24/7. На некоторых этапах такая высокая вовлеченность нужна в силу обстоятельств: ограниченный бюджет, нехватка людей, сжатые сроки. После такого напряженного этапа сотрудник должен отдохнуть. Если он перестает контролировать рабочее время и игнорирует личную жизнь, организм начинает реагировать на хронический стресс.
Вторая стадия — застой. Нехватка сил, усталость, упадок продуктивности. Появляются проблемы со сном: ночью сложно заснуть, а днем, наоборот, засыпает. Выгоревший человек пока продолжает работать, но без прежней самоотдачи. Также он может заедать стресс калорийной пищей.
Третья стадия — психофизическое истощение. На этой стадии человек ощущает глубокую неудовлетворенность и разочарование. Работа не приносит удовольствия. Сотрудник чувствует себя подавленным, переживает, что не хватает времени и сил на работу и личную жизнь, память ухудшилась. Часто срывается на коллег и близких.
Четвертая стадия — кризис. Хронические заболевания обостряются, работоспособность почти на нуле. Человек становится циничным, сторонится коллег, работает плохо. Есть изменения во внешности. Например, опрятный и выглаженный костюм сменился на мятую футболку с пятнами и поношенные джинсы.
Пятая стадия — кульминация выгорания. Накрывает чувство полного эмоционального истощения: человек становится апатичным. Ходить в офис нет сил, поэтому он берет больничный, просит длительный отпуск или увольняется.
Что повышает риск выгорания сотрудников
Есть внутренние и внешние факторы профессионального выгорания. К внутренним относятся личные качества сотрудников: трудоголизм, перфекционизм, низкая самооценка. Руководитель не несет за это ответственность.
К внешним факторам относится все, что происходит на работе и способствует выгоранию специалистов.
Стресс и переработки. Жесткие сроки, задачи, которые надо было выполнить еще вчера, выходные в офисе — такое иногда случается на любой работе. Проблема возникает, когда это происходит регулярно.
Несоразмерность труда и зарплаты. Если большой объем работы не отражается на оплате, работник думает, что его труд не ценят. С этим также сталкиваются новички, которым обещали одни обязанности, а на деле их оказалось в два раза больше за те же деньги.
Нет видимых результатов работы. Человек чувствует себя бесполезным, когда не видит, ради чего работает, какую роль играет в работе команды и как глобально влияет на задачи компании.
Рутина. Ежедневная борьба с Excel-таблицей, бесконечные звонки или проверки откликов — скучные и однообразные поручения не вызывают позитивных эмоций. Человек знает, что интересные задачи ему не дадут, поэтому не торопится выполнять основные.
Слишком насыщенная работа. Когда сотрудник участвует в нескольких проектах, мозг перегружен и не успевает переключиться с одной задачи на другую.
Нет карьерного роста. Часто профессиональное выгорание связано с уровнем специалиста. Например, когда новички спустя полгода набрались опыта и готовы идти дальше, но выполняют прежние задачи.
Несправедливое отношение. Такое происходит, когда нет диалога между работодателем и подчиненными. Они могут не понимать, за что их лишили премии или не пускают в отпуск. Людям кажется, что проблема в предвзятом отношении.
Токсичный руководитель или коллектив. Травля, конфликты с коллегами, постоянное давление, неуместные замечания или комментарии создают тяжелую атмосферу, в которой невозможно спокойно работать.
Как помочь сотруднику с выгоранием
Признаки выгорания легко принять за усталость или лень. Если вам кажется, что один из сотрудников работает хуже, чем раньше, часто ссорится с коллегами, вот чем вы можете ему помочь.
- Шаг 1. Поговорите с человеком. Расскажите, что заметили изменения в настроении и работе специалиста. Это может быть временное явление из-за проблем в личной жизни. Откровенный разговор поможет это исключить.
- Шаг 2. Расспросите о работе. Узнайте, что он думает о своих обязанностях, коллективе, зарплате. Попросите рассказать, над чем сотрудник трудится сейчас, какие есть сложности, как он с ними справляется.
- Шаг 3. Предложите помощь. Расскажите, за что вы цените специалиста, какой вклад он вносит в работу организации и что хотите помочь. Чтобы лучше разобраться в ситуации, проведите диагностический тест на эмоциональное выгорание. Есть два варианта: тест российского исследователя Виктора Бойко и тест американского психолога Кристины Маслах. Если в штате есть психолог, можно сразу договориться о диагностике и последующих сеансах.
- Шаг 4. Предоставьте гибкий график работы. Если человек на ранних стадиях выгорания, ситуацию можно попытаться исправить самостоятельно. Разрешите несколько дней работать из офиса, остальные — из дома. Если задачи сотрудника не совместимы с удаленным режимом, дайте дополнительный выходной или отпустите в отпуск пораньше.
- Шаг 5. Пересмотрите текущую нагрузку. Часто хронический стресс испытывают управленцы, которые занимают ключевые роли в нескольких проектах. Если кто-то из них уйдет, рабочий процесс может рухнуть. В таком случае подумайте, кто его заменит или возьмет на время часть обязанностей. Возможно, кто-то из новеньких давно ждет шанс проявить себя.
Чтобы другие сотрудники быстро вникали в новые задачи, организуйте работу в одном сервисе. В Битрикс24 можно создать базу знаний с обучающими материалами и инструкциями, которые хранятся в облачном хранилище компании. Цифровое рабочее место позволит другим сотрудникам увидеть, над чем работал их коллега и почувствовать себя частью большой команды.
Как предотвратить выгорание команды
Главная задача профилактики профессионального выгорания — убрать все факторы, которые способствуют эмоциональному истощению сотрудников. Предотвращение выгорания включает целый комплекс мер:
- Комфортная атмосфера в коллективе. Проанализируйте, как подчиненные общаются друг с другом, всем ли комфортно, могут ли люди спокойно прийти к коллеге, рассказать о проблеме и попросить помощи. Сплоченный коллектив, где все поддерживают друг друга и уважают, — важная часть успешной работы.
- Здоровая рабочая среда. Человек должен понимать рабочий процесс: какие задачи и для чего он выполняет, какой нужен результат, к кому обратиться с вопросом. Так он будет меньше нервничать и лучше держать фокус на работе. Короткие перерывы в течение рабочего дня также повышают концентрацию и продуктивность.
- Равномерная нагрузка. Организуйте работу так, чтобы после аврального периода у подчиненных было время выдохнуть и выполнить задачи попроще. Такая волнообразная нагрузка снижает риск выгорания.
- Открытая коммуникация. Поддерживайте открытый диалог со всеми сотрудниками, чтобы они свободно выражали свои мысли и мнение. Сделайте прозрачную систему поощрения, чтобы повысить мотивацию и показать, что вы цените старания людей.
- Регулярное обучение. Организуйте семинары, где приглашенные специалисты расскажут о профилактике эмоционального выгорания для всех сотрудников компании. Договоритесь о тренингах, где научат управлять стрессом, эмоциями, грамотно распределять рабочее время. Выгорание сотрудников часто происходит, когда они не видят карьерных перспектив. В таком случае предложите курсы повышения квалификации или тест-драйв смежной профессии. Например, поучаствовать в проекте другого отдела.
- Здоровый образ жизни. Поощряйте подчиненных, которые следят за режимом сна, питанием и занимаются спортом. Люди, которые заботятся о здоровье, реже уходят на больничные и легче справляются со стрессом.
Что в итоге
- Профессиональное выгорание — это синдром, который возникает из-за хронического стресса на рабочем месте. Если не избавиться от причин выгорания, такое состояние приведет к проблемам с физическим здоровьем.
- Признаки эмоционального истощения легко принять за усталость. Если сон, выходные или отпуск не помогают восстановить силы и энергию, пропали эмоции и интерес к любимой работе, есть повод провести диагностический тест на выгорание или проконсультироваться с психологом.
- Есть внутренние и внешние факторы профессионального выгорания. Сотрудник несет ответственность за внутренние: соблюдать баланс между работой и отдыхом, избавиться от перфекционизма, поработать с самооценкой. Руководитель должен избавить от внешних факторов выгорания сотрудников: настроить понятный рабочий процесс, создать систему поощрений, помочь наладить здоровую атмосферу на рабочем месте.