С помощью современных технологий бизнес автоматизирует рутинные задачи. С ними вы освободите сотрудников от однообразной работы. Специалисты смогут сосредоточиться на решении приоритетных задач — например, уделять больше времени действующим клиентам.
Программное обеспечение для автоматизации бизнеса — возможность сэкономить время и деньги, повысить производительность бизнес-процессов.
Что такое автоматизация
Автоматизация бизнеса — это использование инструментов для повседневных задач, которые сотрудники иначе делали бы вручную.
Даже в небольшой компании можно автоматизировать до 80% бизнес-процессов — от общения с потенциальными клиентами и документооборота до контроля качества услуг и сбора аналитики.
Сравните:
Вручную | С CRM и онлайн-системой бухучета |
Бухгалтерский учет ведут в блокноте, а разницу между доходами и расходами считают на калькуляторе. Сотрудники тонут в задачах. Время от времени в отчетах встречаются ошибки. | За подсчет налогов, формирование отчетов и другую рутину отвечают машины. У сотрудников есть время на задачи, которые требуют личного участия и творческого подхода. |
Зачем нужна автоматизация
Есть стереотип, что автоматизация нужна только крупному бизнесу с внушительной клиентской базой, а малые и средние компании могут обойтись и без этого. В реальности это вовсе не так. Автоматизация полезна независимо от сферы и масштабов деятельности. Она позволяет упорядочить процессы, сократить расходы и повысить конкурентоспособность.
4 причины автоматизировать бизнес:
- У команды будет больше времени на другие дела. Поскольку простые повторяющиеся действия будут выполнять машины, у сотрудников останется время на стратегические и креативные задачи.
- Снизится количество ошибок. Программы для автоматизации бизнеса обычно лучше справляются с монотонными задачами, чем люди. Они производительнее: быстрее обрабатывают большие объемы данных, точнее считают и не устают.
- Повысится скорость работы. Программы складского учета, управления проектами, электронного документооборота автоматически обрабатывают большие объемы данных и мгновенно уведомляют сотрудников об изменениях.
- Сократятся расходы. Автоматизация бизнес-процессов позволяет обойтись небольшим штатом квалифицированных специалистов — это сэкономит зарплатный фонд. ПО почти не допускает ошибок: не придется выделять дополнительные деньги на изменение рекламной стратегии или интерфейса сайта.
Лучшие приложения для автоматизации бизнеса
Программы, которые пригодятся для автоматизации малого, среднего и крупного бизнеса:
- 1С. Группа приложений, которые подойдут для разных задач: от обучения и управления персоналом до организации производства. Самая популярная конфигурация в России — «1С:Бухгалтерия», с помощью которой можно вести бухгалтерский и налоговый учет. Платформа 1C содержит конфигурации, которые можно подобрать под сферу деятельности и потребности бизнеса. Примеры: «1С:Управление небольшой фирмой» или «1С:Розница».
- CRM. Системы управления взаимоотношениями с клиентами (от англ. Customer Relationship Management) позволяют автоматизировать продажи и управлять каналами коммуникаций. В них можно настраивать воронки продаж для каждого сегмента, хранить историю обращений. Это поможет составить подходящую подборку товаров для рассылки или продумать условия обслуживания. А значит — увеличить количество сделок и прибыль предприятия.
При выборе CRM ориентируйтесь на возможности системы. Например, CRM Битрикс24 используется для самых разных целей: от ведения клиентской базы до контроля работы менеджеров по продажам. Система интегрируется с другими инструментами автоматизации — IP-телефонией, мессенджерами, платформой 1C. - Сервисы аналитики. Бесплатный сервис веб-аналитики, который считает посетителей сайта компании и показывает, как они себя ведут, — Яндекс.Метрика. Это российский аналог зарубежного Google Analytics, с помощью которого отслеживают эффективность рекламных кампаний. Сервис покажет, сколько клиентов пришло из социальных сетей, мессенджеров или со страниц Яндекса.
С Яндекс.Метрикой не нужно вручную составлять портрет аудитории. Приложение соберет, проанализирует и предоставит информацию в наглядном формате.
Сервис сквозной аналитики Calltouch собирает статистику продаж в одном экране. На ее основе оценивают окупаемость рекламы. - SEO- и SMM-инструменты. Чтобы автоматизировать поисковую оптимизацию, используют KeyCollector для сбора семантического ядра и ComparseR для изучения индексации сайта. А Google Search Console помогает обнаружить неполадки на сайте и изменить контент под запросы пользователя. Для продвижения ВКонтакте, в Одноклассниках и других социальных сетях используют SMMplanner, Supa, DataFan. Они нужны, чтобы планировать отложенные публикации, создавать видеоролики, анимацию и мультиссылки по шаблонам.
- Сервисы email-рассылок. Бизнес использует онлайн-конструкторы, чтобы создавать, настраивать и автоматически отправлять письма. Примеры сервисов: SendPulse, DashaMail, Unisender, GetResponse.
- Конструкторы сайтов. Онлайн-конструкторы позволяют создать сайт за два–три дня. Опыт не нужен — программы содержат подсказки и шаблоны. Программы-конструкторы лендингов, сайтов и интернет-магазинов — Nethouse, Ukit, Tilda, Mottor.
- Виртуальная ATC и IP-телефония. Они заменяют колл-центр и имеют дополнительные возможности: автоматический перезвон, проведение аудио- и видеоконференций, распределение входящих обращений. Программы АТС и IP-телефонии — Zoiper, Mango-Office, «Телфин», «Гравител».
- HRM-программы. Задачи по поиску и отбору сотрудников тоже можно автоматизировать. Например, Talantix собирает единую базу кандидатов по одной, нескольким или всем вакансиям, открытым в компании. А при необходимости — распределяет их по региону проживания, зарплатным ожиданиям, типу занятости.
Hurma Work анализирует резюме на соответствие требованиям вместо кадровиков. Можно в любой момент получить доступ к HR-аналитике, автоматизировать запросы сотрудников и провести онбординг.
Отечественный сервис для поиска сотрудников, ведения кандидатов и формирования отчетов — СберПодбор. С ним можно связываться с кандидатами, отслеживать результаты рекрутинга, управлять базой резюме и портфолио. - Разработка чат-ботов. В конструктарах можно создать чат-ботов, которые будут отвечать на частые вопросы клиентов, оформлять заявки на покупки, принимать платежи или перенаправлять запросы операторам. Популярные конструкторы — Salebot, Aimylogic, Flow XO, BotHelp.
С чего начать и как внедрить автоматизацию
Сначала выберите и внедрите CRM-систему, чтобы:
- собирать и хранить информацию о клиентах в одном месте;
- автоматически перемещать клиента по воронке продаж;
- автоматизировать сделки — создавать задачи и документы, формировать заказы.
Затем автоматизируйте маркетинг, отбор соискателей, аналитику. Удобно, если все бизнес-сервисы вы интегрируете с CRM-системой. Создайте единое рабочее пространство. Сотрудникам не придется переключаться с одного инструмента на другой, что сэкономит время и силы.
Например, с Битрикс24 можно интегрировать:
- мессенджеры;
- 1С;
- сервисы аналитики — Яндекс.Метрику, Calltouch;
- виртуальную АТС и IP-телефонию;
- системы электронного документооборота;
- инструменты для email-рассылок.
Благодаря интеграциям можно автоматизировать все рутинные бизнес-задачи.
Что в итоге
- Автоматизация бизнеса — это использование специальных приложений, в том числе и мобильных, которые выполняют рутинные задачи. В их числе email-рассылки, сбор статистики, ответы на повторяющиеся вопросы клиентов.
- Среди приложений для автоматизации — CRM, HRM-программы, SEO-инструменты, сервисы email рассылок, конструкторы чат-ботов, сайтов, лендингов и интернет-магазинов.
- Первый шаг на пути к глобальной автоматизации — выбор и внедрение CRM. Используйте систему, которую можно интегрировать с другими сервисами автоматизации — 1С, виртуальной АТС, IP-телефонией.