Разбираемся, что такое облачные сервисы, какие они бывают и как работают, в чем их преимущества и недостатки для бизнеса. Рассказываем про сферы применения и современные тренды облачных технологий.
Что такое облачные сервисы
Облачные сервисы — это онлайн-платформы, которые помогают обмениваться данными, хранить и обрабатывать их.
Пользуясь облачными сервисами, вы получаете доступ к приложениям, хранилищам и вычислительным ресурсам без необходимости устанавливать ПО на компьютер. Это возможно благодаря виртуальной инфраструктуре: мощные серверы или компьютеры связаны между собой через интернет. Серверы образуют сеть с узлами хранения информации — дата-центрами. Такие центры представляют собой помещения с серверным оборудованием.
Узлы расположены по всему миру, а удаленный доступ к ним обеспечивают облачные провайдеры — компании, которые занимаются обслуживанием облачных сетей и масштабированием мощностей для распределения нагрузки на оборудование.
Облачные сервисы используют в работе технологию виртуализации. Это значит, что один физический сервер делится на несколько виртуальных. Именно этот принцип и делает систему доступной для большого количества пользователей.
Какие бывают облачные сервисы
Разные виды облачных сервисов для бизнеса помогают решать разные задачи. Понять возможности сервиса легко — они зашифрованы в его названии. Первая часть названия указывает на то, с чем он работает, а вторая расшифровывается «как сервис» (as a service).
Виды
IaaS, Infrastructure as a Service. ИнфраструктураПользователь такого сервиса платит за возможность управлять виртуальными серверами с операционной системой. Эту инфраструктуру он может использовать для запуска приложений, хранения данных и даже создания виртуальных машин и сетей. С помощью IaaS можно также создавать распределенные дата-центры.
PaaS, Platform as a Service. ПлатформаПользователь может арендовать платформу для разработки, тестирования и развертывания приложений. Для решения этих задач достаточно иметь готовые инструменты и среды разработки. Хорошо подходит для управления большими данными или машинного обучения нейросетей.
SaaS, Software as a Service. Программное обеспечениеПо подписке можно получить в пользование специализированное ПО. Клиент в этом случае ничего не разрабатывает, а пользуется уже готовыми программами и приложениями через интернет. Скачивать десктопные версии не нужно.
DBaaS, Database as a Service. База данныхМодель облачных услуг, в рамках которой клиент получает доступ к онлайн базе данных. Все задачи по установке, настройке и управлению базами данных ложатся на поставщика.
BaaS, Backup as a Service. Резервное копированиеОблачные услуги по обеспечению устойчивого доступа к IT-инфраструктуре компании. Сервис автоматически создаст в облаке резервные копии (бэкап) корпоративной информации, чтобы в случае утраты доступ можно было восстановить.
RaaS, Recovery as a Service. Восстановление данныхФункции по восстановлению данных в случае естественных или техногенных катастроф. Данные клиента переносятся на облачные серверы третьих сторон, чтобы сохранить возможность восстановления системы, если произойдет кибератака или изначальный сервер окажется уничтожен физически.
MaaS, Monitoring as a Service. Мониторинг как сервисОблачный сервис, актуальный для тех, кому нужно непрерывно следить за состоянием оборудования, ПО, приложений и систем. Система MaaS замыкает на себе все инструменты мониторинга для предотвращения атак и обеспечения безопасности IT-инстраструктуры.
Типы
Облачные сервисы для бизнеса можно разделить на типы в зависимости от того, как и с какой целью клиент пользуется этими сервисами. Облако может быть частным (приватным), публичным и гибридным.
Публичное облако принадлежит провайдеру и управляется им же. Свободный доступ к такой облачной среде предоставляется большому числу пользователей через интернет. Компания при этом может взять у провайдера в аренду то количество мощностей, которое необходимо для выполнения конкретных рабочих задач.
Для получения доступа к частному облаку компания выкупает отдельный сервер с оборудованием. Информацию внутри такого облака проще контролировать и защищать. Это решение более дорогое и менее гибкое, но оно лучше подходит для работы с конфиденциальными данными.
Гибридное облако объединяет черты публичного и частного облачных решений. В этом случае часть данных находится в публичном доступе, а часть остается закрытой. Такая конфигурация чаще всего применяется при переходе компании с физических носителей на облачную инфраструктуру.
Преимущества и недостатки облачных решений
Облачные решения автоматизируют множество сложных вычислительных процессов. Среди преимуществ облачных сервисов можно выделить:
- Гибкость доступа. Через облачные программы для бизнеса пользователи, где бы они ни находились, могут получить доступ к своим файлам с помощью любого устройства, имеющего выход в интернет.
- Масштабируемость. Облачные решения позволяют быстро масштабировать инфраструктуру под потребности конкретного пользователя или бизнеса. Ресурсы можно использовать заметно эффективнее при меньших затратах.
- Надежность. Большинство облачных платформ имеют дублированные серверы и множество механизмов резервного копирования данных. Провайдеры защищают данные, прибегая к шифрованию, регулярному резервному копированию и другим методам.
- Удобство пользования. Облачные решения превращают сложные вычислительные процессы в приложения с простым и удобным пользовательским интерфейсом. При этом доступ к файлам (редактированию, загрузке и скачиванию) можно получить в любой момент.
- Экономическая эффективность. Передача задач по обработке данных в облако позволяет сократить расходы на приобретение и поддержку аппаратного и программного обеспечения. Оптимизируется также расход мощностей: пользователь платит только за тот объем, которым пользуется фактически.
Из ограничений работы облачных сервисов можно выделить:
- Зависимость от интернет-соединения. Для доступа к облачным ресурсам требуется надежное высокоскоростное интернет-соединение. Отсутствие интернета может лишить возможности работать с данными или привести к перебоям в работе приложений.
- Ограниченный контроль. У пользователей облачных сервисов для бизнеса может не хватать прав для настройки инфраструктуры и приложений и контроля над ними. Это может оказаться неудобным для организаций, в работе которых важна гибкость.
- Зависимость от провайдера. Автоматизируя рутинные процессы, организация выводит из-под своего прямого контроля большую часть работы. Смена провайдера или прекращение его деятельности может потребовать переноса данных и приложений на другую платформу. Возможна также потеря данных из возникновения чрезвычайных ситуаций на стороне провайдера.
Где применяют облачные технологии
Облачные технологии применяются практически повсеместно: в производстве, маркетинге, ритейле, разработке, финансовой сфере, медицине, в государственном секторе. Облачные сервисы для бизнеса позволяют организовать и настроить полноценный онлайн-офис с неограниченным количеством сотрудников и набором функций.
Например, с помощью облачного решения можно работать командой над документами, общаться в едином корпоративном мессенджере, оповещать всех сотрудников (или только нужные группы) о новостях и событиях, создавать базу знаний.
По применению сервисы можно разделить на две группы: разработка информационных систем и программного обеспечения и обслуживание сети физических устройств (интернет вещей, IoT).
В первую категорию входят сервисы ПО, виртуальные машины, серверные решения, хранение и аналитика данных, CRM. Технологии второй группы отвечают за управление физическими устройствами и системами без дорогого ПО и оборудования.
Как работает онлайн-облако на примере Битрикс24
Разберемся, как работает облачная платформа для бизнеса на примере Битрикс24.
Облачный сервис предоставляет доступ к программам, необходимым для ведения бизнеса. Набор этих программ и их функций будет зависеть от сферы деятельности и задач.
Например, клиент облака Битрикс24 может использовать:
- CRM-систему с облачной телефонией;
- живую ленту событий;
- корпоративный мессенджер;
- электронную почту на фирменном домене;
- инструменты для постановки задач и отчетов;
- управление проектами и группами;
- облако для хранения данных;
- календарь для планирования.
Предположим, вы открываете новый офис продаж и хотите внедрить и настроить под себя систему управления продажами.
До начала работы нужно зарегистрировать облачный портал на платформе Битрикс24 и выбрать подходящий тариф. Далее начинается формирование команды: в специальном разделе нужно завести внутреннюю структуру компании, распределить между сотрудниками функции и обязанности.
Следующим шагом настраивается CRM-система. Неиспользуемые сервисы можно отключить, а нужные — настроить под требования компании. Здесь же задается уровень доступа сотрудников.
Далее подключается телефония, настраивается распределение между менеджерами звонков внутри системы. Интегрируются сервисы электронной почты для автоматического добавления переписок в систему.
Бизнес-процессы оформляются в виде дашбордов с задачами. Для каждого процесса можно задать шаблон с указанием этапов обработки для удобства отслеживания.
Как только персонализация системы завершена, ставьте в ней задачи, указывайте сроки готовности и закрепляйте за ними ответственных сотрудников.
К примеру, облачными сервисами активно пользуется сеть магазинов игрушек«Хоббит». Компания обратилась к интегратору за настройкой CRM. Было выбрано именно облачное решение, так как в компании несколько десятков магазинов, территориально удаленных друг от друга. Интегратор помог выбрать лицензию, внедрил и настроил CRM под нужды заказчика.
Результаты внедрения облачной CRM Битрикс24:
- автоматизированы процесс продаж;
- информация о клиентах систематизируется и хранится в одной системе;
- клиенты распределяются между менеджерами автоматически;
- звонки от клиентов больше не теряются.
Облачное решение помогло упорядочить бизнес-процессы, поднять продажи и улучшить эффективность работы компании в целом.
Тренды развития «облаков»
Облачные сервисы для бизнеса развиваются динамично. Можно выделить пять больших мировых трендов, которые задают вектор дальнейшему развитию облачных технологий.
Так, например, растет популярность интеграции искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения в облачные сервисы. ИИ дает компаниям конкурентные преимущества: они могут не только обрабатывать огромные массивы данных, но и быстрее извлекать из них ценную информацию. Такие функции особенно полезны в медицине, рекламе и финансовой отрасли.
В ближайшее время ожидается расцвет использования суперкомпьютеров как сервиса. В отличие от локальных облачных серверов, суперкомпьютеры могут в сотни раз быстрее обучать ML-модели. Это дает пользователям фору в тестировании гипотез. Ответ можно получить за минуты вместо дней или месяцев. Мощности суперкомпьютера можно масштабировать почти до бесконечности, что снижает удельную стоимость услуги для отдельного клиента.
Все больше и больше пользователей переходят на мультиоблачные решения. Это решает сразу несколько задач. Во-первых, так компания уменьшает свою зависимость от одного провайдера. Во-вторых, появляется возможность использовать преимущества сразу нескольких облачных решений и повысить свою производительность.
Еще один важный тренд — развертывание периферийных вычислений (edge computing). Развертывание облачных ресурсов на краю сети уменьшает издержки и повышает производительность за счет обработки данных вблизи их источников. Это обеспечивает быстрый доступ к информации без необходимости передавать все данные в центральные облака.
Появляются бессерверные облачные технологии (serverless), призванные уменьшить углеродный след дата-центров. Концепция состоит в том, что заказчику не нужно бронировать и оплачивать целый сервер. Он просто пользуется удаленной инфраструктурой и платит за тот объем, который был использован. Такой подход сокращает расходы и дает разработчикам сосредоточиться на разработке приложений вместо поддержания инфраструктуры.
Частые вопросы про облачные сервисы
Облачные решения и сервисы упрощают работу с данными. Они обеспечивают их систематизацию и удаленный доступ с любого устройства, подключенного к интернету.
Применение сервисов облачных технологий в работе над проектами позволяет планировать и отслеживать задачи на всех стадиях выполнения, управлять командами, интегрировать между собой разные системы и приложения, масштабировать ресурсы в зависимости от текущих потребностей и быстро проводить аналитику.
Облачные сервисы для бизнеса дают широкие возможности для интеграций с локальными системами, внешними приложениями, почтовыми сервисами, соцсетями, платежными и CRM-системами.
Есть интеграции с IoT для сбора и анализа данных с датчиков и сенсоров. Интеграции с API связывают одну систему с другой, помогая улучшить качество продукта. Отдельно стоит выделить интеграции с ИИ и машинным обучением.
Некоторые облачные сервисы могут быть требовать дополнительную конфигурацию для полной интеграции с сервисом. Для проверки совместимости проводится тестирование.
Большим преимуществом облачных сервисов является их гибкость и адаптивность. Организация, использующая облачные решения для малого бизнеса, по мере роста может добавлять или удалять пользователей облака. Для этого нужно обладать правами администратора. Администратор управляет уровнем доступа пользователей и контролирует их права в облаке. Конкретные возможности по управлению пользователями зависят от провайдера и используемого программного обеспечения.
Провайдеры облачных услуг стремятся минимизировать влияние обновлений на работу сервисов. Для снижения нагрузки на основной сервер и сохранения доступа к программам на время обновлений осуществляется переход на запасные серверы. В редких случаях доступ к облаку может быть временно ограничен или прерван. Чтобы это обновления не мешали рабочему процессу, важно уточнять условия и время обновлений с провайдером.
Что в итоге
- Облачные сервисы для бизнеса имеют большой потенциал для автоматизации бизнес-процессов и повышения эффективности работы. Благодаря облачным технологиям компании могут пользоваться внушительными вычислительными мощностями, не закупая при этом дорогое оборудование и программное обеспечение.
- Гибкость, адаптивность, масштабируемость и экономическая эффективность — главные преимущества облачных сервисов. Пользователь облака платит только за тот объем мощностей, который он использует.
- С помощью облачных сервисов можно решать разные задачи: хранить данные, создавать виртуальные рабочие места, автоматизировать управление приложениями, упорядочивать бизнес-процессы.
- Активное внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения повлияет на будущее облачных решений. С развитием вычислительных технологий количество и разнообразие облачных сервисов будет только расти.