72% опрошенных российских бизнесменов уже используют в работе искусственный интеллект (ИИ). Это крупные компании, средний и малый бизнес. К примеру, до 2030 года Сбер планирует вложить в развитие собственного ИИ около 100 миллиардов рублей. Рассказываем, как нейросети помогают продавать и способны ли они полностью заменить человека.
Что такое нейронки
Нейросеть — это компьютерная программа, которая имитирует работу человеческого мозга.
Она состоит из множества соединенных между собой «нейронов», каждый из которых получает информацию, обрабатывает и передает дальше. С их помощью нейросеть выполняет сложные когнитивные задачи, похожие на то, что делает человек — например, распознает и классифицирует объекты. Она обучается на большом объеме данных, может сама делать выводы и принимать решения.
Надо отметить, что нейросеть и искусственный интеллект (ИИ) — не одно и то же. Хотя эти термины часто употребляют в речи как синонимы. Понятие ИИ шире, оно включает в себя нейросети, логическое мышление, машинное обучение, обработку естественного языка и другие методы.
В здравоохранении ИИ помогает врачам ставить более точные диагнозы и разрабатывать индивидуальные планы лечения. В финансовой сфере — выявляет мошеннические операции. В розничной торговле чат-боты на базе ИИ отвечают на вопросы клиентов, принимают заказы и собирают клиентские отзывы. В беспилотном транспорте ИИ распознает объекты на дороге и строит оптимальный маршрут.
Как работают нейросети
Сегодня искусственные нейронные сети генерируют тексты, фото, видео и музыку, автоматически делают переводы на другие языки, преобразуют речь в текст и выполняют голосовые команды. Вот несколько нейронок, к которым стоит присмотреться:
- ChatGPT отвечает на запросы пользователей и поддерживает естественный диалог, создает тексты разного формата, пишет программный код, решает математические задачи, переводит тексты на разные языки, генерирует изображения по описанию.
- YandexGPT в навыке «Алиса, давай придумаем» также пишет тексты, делает краткий пересказ, отвечает на вопросы, генерирует идеи, адаптирует имеющиеся тексты под вашу аудиторию.
- Midjourney генерирует изображения по запросу пользователя, улучшает, перерисовывает и меняет стиль загруженных картинок. И делает это настолько качественно, что созданная нейросетью картина заняла первое место в категории цифрового искусства на государственном конкурсе изящных искусств в Колорадо.
- Visper от Sber AI создает видео с виртуальным персонажем на основе текста, аудиозаписи или презентации. Можно сгенерировать нового ведущего, загрузив собственное фото.
Как использовать ИИ для роста продаж компании
Нейросети можно использовать практически в любой отрасли, в том числе оптимизировать некоторые бизнес-процессы в продажах:
- Прогнозирование продаж. ИИ анализирует большие объемы данных и предсказывает продажи с большой точностью, так как одновременно учитывает множество факторов — историю сделок, сезонные тренды, социальные и экономические особенности, конкуренцию. Предприниматель понимает, когда ему нужно пополнить складские запасы, увеличить производственные мощности или провести рекламную кампанию. По данным HubSpot, 53% специалистов по продажам, внедривших ИИ, используют его именно для прогнозирования продаж и могут оценить будущий доход с точностью 96%.
- Персонализация. Нейросеть анализирует характеристики и поведение клиентов, выявляет их интересы и потребности. Затем на основании этих данных она подбирает наиболее подходящие товары и услуги, рассчитывает персональные скидки для постоянных покупателей. К примеру, нейросеть персональных рекомендаций увеличила продажи компании Netflix на 1 миллиард долларов в год.
- Построение и настройка воронок. ИИ анализирует данные клиентов, их предпочтения и историю покупок. Он предсказывает вероятность успешного завершения сделки, находит слабые места в воронке продаж и причины оттока клиентов. На основе этих данных нейросеть дает менеджерам рекомендации, как увеличить конверсию продаж. Компании, которые используют ИИ в обслуживании клиентов, снижают траты на этот бизнес-процесс на 30%.
- Автоматизация. Если поручить нейросетям рутинные задачи, у менеджеров по продажам появится больше времени на другие задачи. Например, на встречи с потенциальными клиентами, повышение квалификации и разработку новых стратегий.
Чтобы получить желаемый результат, нейросеть для продаж необходимо обучать и настраивать под потребности вашего бизнеса. Или воспользоваться готовыми решениями, скажем, CRM с искусственным интеллектом. Читайте больше в нашей статье о том, как использовать ИИ в продажах и бизнесе.
Какие задачи можно поручить нейросетям
Бизнес уже делегирует технологиям искусственного интеллекта рутинные процессы, анализ больших объемов данных, прогнозирование и контроль качества. Например, нейросетям можно поручить такие задачи.
- Работа с текстами. ИИ пишут сценарии для видеороликов, скрипты продаж и ответы на возражения, посты для соцсетей, рекламные тексты, пресс-релизы, SEO-статьи с ключевыми словами, email-письма, тексты для лендингов, описания для карточек товаров.
- Работа с фотографиями, иллюстрациями. Нейросеть может помочь в создании визуального контента. ИИ генерирует качественные уникальные изображения на основе описаний и загруженных картинок, упрощает работу с имеющимися изображениями — в один клик удаляет фон, меняет цвета или стиль, превращает фото в аниме.
- Коммуникация с клиентами. ИИ используют в чат-ботах — виртуальные помощники общаются с клиентами и принимают заказы. Нейросети могут отслеживать сообщения в соцсетях и мессенджерах компании и быстро на них отвечать, а при необходимости подключать к диалогу менеджера.
- Ответы на отзывы и комментарии. Представьте, что предприниматель торгует сразу на нескольких маркетплейсах и ежедневно получает десятки отзывов на свои товары. В ChatGPT он может задать описание своей компании и попросить нейросеть написать уникальный ответ в нужном стиле — деловом, дружеском, неформальном или с юмором.
И это далеко не полный список того, что могут делать нейросети для маркетинга и продаж.
Заменят ли нейросети людей
По мнению экспертов, к 2035 году 300 миллионов человек потеряют рабочие места из-за ИИ. И все же нейросети пока не смогут полностью заменить людей. ИИ способен выполнять некоторые задачи более эффективно и точно, но у него нет главного — эмоционального интеллекта, социальных навыков и творческого мышления. Продажи, конечно, можно автоматизировать, но покупателям будет нужно человеческое участие.
Кроме того, люди могут принимать стратегические решения и быстро адаптироваться к ситуациям. Чтобы перестроить работу нейросети в изменившихся условиях потребуется время и человеческое вмешательство. Допустим, компания решила скорректировать воронку продаж из-за возросшей активности конкурентов. Но ИИ все еще действует по старым правилам, сначала его надо обучить на новых данных.
Поэтому рано говорить о том, что ИИ вскоре заменит менеджеров по продажам. Но и не стоит игнорировать его повсеместное внедрение. Уже сейчас многие задачи можно поручить нейросети — например, генерацию контента, обработку больших объемов данных, анализ продаж, рынка и клиентов, прогноз спроса, автоматизацию некоторых бизнес-процессов, рекомендации по продажам. Это новая реальность, от которой невозможно отмахнуться. Лучше учиться использовать нейронки в своей работе уже сейчас.
Примеры использования ИИ в отделе продаж
Разговорный ИИ LivePerson. Технология распознавания речи и прогнозирования автоматически обслуживает клиентов. ИИ выявляет потребности обратившегося клиента и общается с ним как человек. В отличие от чат-ботов, LivePerson не следует заданному сценарию, а постоянно самообучается.
Виртуальный помощник EliseAI. ИИ автоматически общается с потенциальными клиентами по телефону, в мессенджерах и социальных сетях, по электронной почте. Его ответы интуитивны, он даже может делать опечатки и использовать сленг в разговоре. Помощник не пропустит ни одного обращения, сохраняет все диалоги с клиентами и анализирует их. EliseAI используют в сфере недвижимости и здравоохранения.
CRM Битрикс24 объединяет все каналы общения с клиентами. Письма, звонки, сообщения из соцсетей и мессенджеров хранятся в единой клиентской базе. Благодаря этому вы персонализируете дальнейшее взаимодействие с покупателями, а система автоматически проведет клиента по воронке продаж.
Частые вопросы о нейросетях в продажах
Зависит от сферы деятельности, потребностей бизнеса и процессов в компании. Обычно нейросетям поручают:
- ответы на обращения покупателей;
- анализ данных клиента и персонализация предложений;
- прогнозирование спроса и продаж;
- создание отчетов;
- мониторинг и анализ конкурентов.
Внедряя ИИ в продажи, учитывайте следующие риски:
- После автоматизации бизнес-процессов может отпасть потребность в некоторых сотрудниках. Возможно, придется сокращать штат.
- Нужно время, чтобы научить менеджеров работать с ИИ. При этом некоторые сотрудники будут против современных технологий из-за страха потерять работу или не смогут адаптироваться к новым условиям.
- Возможны ошибки и неточности в рекомендациях или прогнозах нейросети. Это может негативно сказаться на продажах и доверии клиентов.
- Внедрение ИИ может потребовать финансовых вложений на обучение сотрудников, покупку, настройку, поддержку и обновление системы.
ИИ будет играть все более важную роль в бизнесе. Менеджерам придется приспособиться к новым условиям и прокачивать не совсем привычные навыки. Быть технически подкованными, чтобы активно использовать нейросеть в работе, обучать ее и правильно интерпретировать результаты. Например, работники должны будут знать, как с помощью ИИ создать воронку продаж.
Нужно будет развивать креативность и стратегическое мышление, чтобы генерировать новые подходы к продажам. Вместе с тем общение с клиентами останется важным элементом работы. Менеджеры должны уметь устанавливать доверительные отношения с покупателями в условиях, когда ИИ активно вовлечен в процесс сделки.
В ближайшем будущем нейросеть для продажи товара не сможет полностью заменить человека, но в более далекой перспективе это возможно. По прогнозам, к 2030 году до 30% рабочих мест будут автоматизированы с помощью ИИ. Например, в Японии уже сейчас есть отели, полностью укомплектованные и управляемые роботами.
Скорее всего, первыми под удар попадут турагенты, страховые агенты, работники банков и риелторы. Частично их обязанности уже перешли к сайтам-агрегаторам и интернет-приложениям, а с развитием нейросетей это будет происходить все больше.