Контролировать эмоции бывает трудно. В стрессовой ситуации любой человек может нагрубить или накричать. Даже если он — руководитель. Главное, чтобы это не повторялось, а начальник признавал ошибку и извинялся.
Но если босс постоянно кричит, оскорбляет, унижает и критикует за малейшую ошибку, скорее всего, такой начальник — абьюзер. Тогда некоторые сотрудники или весь коллектив страдает от психологического насилия.
Что такое абьюз на работе, как его отличить от конфликта, что делать, если начальник — абьюзер, и как себя с ним вести, рассказываем в статье.
Что такое абьюз
Абьюз (от английского abuse — злоупотребление) — это ситуация, когда один человек регулярно нарушает личные границы другого: унижает, манипулирует, критикует, оскорбляет. Такие отношения строятся по модели «агрессор — жертва». Жертва страдает от поступков агрессора, который в своем поведении обвиняет саму жертву.
Выделяют десять типов абьюзивных отношений, среди которых физический, психологический, экономический и социальный абьюз. На работе чаще всего встречается психологический тип. Это значит, что агрессор воздействует на эмоциональное состояние жертвы.
Психологический абьюз на рабочем месте проявляется по-разному: от угроз уволить и задержать зарплату до манипуляций или нарушения личных границ.
Абьюз на работе приводит к неуверенности в себе или даже депрессии. Сотрудник находится в состоянии непроходящего стресса, часто и долго болеет. Еще к последствиям жестокого обращения относят:
- Раздражительность, страх, гнев, грусть.
- Невнимательность, проблемы с памятью.
- Постоянное чувство стыда, вины и страха.
- Неуверенность в своих профессиональных навыках.
- Ночные кошмары и плач без причины.
- Плохие отношения с близкими и друзьями.
- Трудоголизм и переработки.
- Потерю работы, когда у сотрудника не остается сил терпеть или бороться.
Абьюз на работе со стороны начальника вредит бизнесу. Из-за враждебного поведения руководителей американские компании ежегодно теряют 24 миллиарда долларов, а российские — упускают 2 миллиарда долларов.
Кроме денег, бизнес теряет и ценные кадры. По данным агентства ProPersonnel, специалисты в России часто меняют работу из-за начальников-абьюзеров, особенно в малом и среднем бизнесе.
Иногда абьюз путают с рабочими конфликтами. Это разные явления. Конфликтные ситуации помогают решить проблему и не испортить отношения в коллективе. Участники находятся на равных. При абьюзе один человек унижает другого и дает понять, что жертва не имеет никаких прав.
Абьюз | Конфликт |
Руководитель постоянно критикует Ивана на общих встречах всего отдела, высмеивает его идеи. При любой возможности напоминает об ошибках специалиста при коллегах. Иван часто чувствует себя униженным и бессильным. |
Руководитель Даши считает, что нужно изменить структуру презентации. Девушка не согласна с начальником. Она приводит аргументы в пользу своей идеи. Даша с руководителем вместе обсуждают плюсы и минусы разных структур выступления. |
Когда Иван обращается за поддержкой к руководителю, он слышит критику и обвинения в некомпетентности. Сотрудник ругает себя за то, что отвлекает начальника. Иван боится лишний раз задать вопрос по работе или попросить помощи. |
Даша не может сама выполнить задачу и идет к руководителю. Вместо решения начальник задает ей наводящие вопросы: «Что ты сама думаешь?», «Какие варианты уже пробовала?». Разговор длится час. Даша злится и думает, что зря тратит время. Начальник, наоборот, считает, что так помогает Даше стать лучше. По его мнению, такие разговоры учат сотрудников решать проблемы самостоятельно. |
Шеф Ивана высмеивает или игнорирует его идеи, навязывает собственные. Обвиняет специалиста, что тот «ничего не знает и не умеет». |
Даша предложила заменить буклеты для клиентов презентацией. Идея оказалась успешной. На следующем совещании начальник заявил, что это была его концепция. Даша возмутилась. Тогда руководитель вместе с Дашей перечитали переписку. Оказалось, они пришли к идее одновременно, пока обсуждали предложения для клиентов. |
Как понять, что начальник — абьюзер
Абьюзера можно принять за босса, которому сложно угодить. Психологическое насилие часто путают со строгостью и придирчивостью.
Собрали признаки абьюза на работе со стороны начальника.
- Повышает голос, перебивает, отпускает саркастические замечания.
- Критикует не вашу работу, а лично вас или даже членов семьи. Из-за комментариев начальника вы чувствуете себя неловко, неуютно.
- Не замечает или принижает ваши профессиональные достижения и успехи, зато ругает за малейшие промахи.
- Перекладывает ответственность за собственные ошибки на вас.
- Угрожает не выплатить премию или не отпустить в отпуск, когда на это нет объективных причин. Например, вы выполнили план и нет большой нагрузки на отдел.
- Напоминает при любой возможности, что незаменимых людей не существует.
- Дает разную обратную связь на одну и ту же работу в зависимости от настроения: сегодня говорит, что все в порядке, завтра скажет все переделывать.
- Игнорирует или присваивает себе ваши инициативы.
- Намеренно мешает работе: не дает полную и достоверную информацию, отвлекает мелкими поручениями или обманывает.
- Поручает невыполнимые или противоречивые задания, устанавливает нереальные сроки.
- Отрицает собственные слова или действия. Заставляет вас сомневаться в собственной памяти. Это называется газлайтингом.
- Обвиняет в лени, намеренно не дает задачи, которые помогли бы выполнить план и получить премию.
Если вы отметили больше шести пунктов, скорее всего, ваш босс — абьюзер.
Иногда грубое обращение может выходить за рамки закона. Если начальник не дает отпуск, не платит за работу в выходные или задерживает зарплату, он нарушает трудовое законодательство. В таком случае сотрудник имеет право обратиться в трудовую инспекцию. Задать вопрос или сообщить о проблеме можно через «Онлайнинспекцию.рф».
Как защитить себя от насилия
На практике из-за страха и чувства вины бывает сложно что-то предпринять. Как показывает исследование hh.ru, каждый четвертый сотрудник не пытался бороться с начальником-абьюзером. Более половины работников боялись, что ухудшат ситуацию.
Но молчать и терпеть нельзя. Давление руководителя будет только усиливаться, потому что он не получает ответной реакции.
Психологического насилия не заслуживает никто. Рассказываем, что делать, если ваш начальник — абьюзер, и как к нему не попасть.
Как распознать абьюзера при устройстве на работу
1. Обратите внимание на поведение будущего руководителя. Первые тревожные сигналы можно заметить на этапе собеседования. Например, если в ответ на ваши уточняющие вопросы собеседник злится или переводит тему. Стоит насторожиться, если вас перебивают и не дают закончить мысль.
2. Спросите, почему компания ищет нового сотрудника. Узнайте, почему ушел специалист, на место которого вы претендуете. Тревожный сигнал, если потенциальный руководитель говорит плохо о бывшем подчиненном или обвиняет его в неудачах.
3. Обсудите условия работы. До собеседования составьте список важных для себя критериев. Например, гибридный график и страховка. Убедитесь, что все условия работы будут в трудовом договоре. Узнайте подробно о системе премий и штрафов: кто принимает решения и на каких основаниях.
Как справиться с абьюзом во время работы
Бывают ситуации, когда смена команды или работодателя — единственный вариант. Если вас устраивает компания, где работаете сейчас, узнайте у специалиста по персоналу, можете ли вы перейти в другой отдел. Будет лучше, если из-за новых обязанностей вам не придется больше сталкиваться с бывшим руководителем-абьюзером.
Рассказываем, что делать с начальником-абьюзером, если не можете его поменять.
Просите максимально подробно описывать задачи. Абьюзер часто обвиняет подчиненного, что он не понял поручения и плохо выполнил свою работу. Чтобы избежать придирок, задавайте как можно больше вопросов:
- Какие требования к задаче?
- Как выглядит ожидаемый результат?
- В каком формате отчитываться?
- Кто оценивает результат?
Оформляйте и согласовывайте задачи с руководителем. Записывайте и сохраняйте все требования. Делать это удобно в сервисе для управления проектами.
В Битрикс24 к карточке каждой задачи можно оставить описание результата, добавить шаблоны документов, указать ответственных и назначить сроки. Руководитель не сможет обвинить вас в том, что вы не выполнили требования, оформили результат не в том виде или сорвали сроки: вся информация будет храниться в системе.
Слушайте себя. Жертва часто анализирует эмоции агрессора, потому что чувствует вину за его реакцию или поведение. Из-за этого сложно правильно оценить ситуацию. Когда общаетесь с абьюзером, фокусируйтесь на собственных мыслях и эмоциях:
- Что вы сейчас чувствуете: злость, обиду, гнев, раздражение?
- Как часто вы это испытываете?
- Какие действия или фразы стали причиной?
Ответы лучше записывать: так будет проще взглянуть на ситуацию со стороны и отличить абьюз от конфликта.
Фиксируйте все случаи абьюза. Записывайте в ежедневник время, место, имена свидетелей, если есть, и описывайте каждый случай в деталях. Если придется жаловаться вышестоящему руководству или в трудовую инспекцию, пригодятся аудио- или видеозаписи с камер наблюдения или онлайн-звонков, документы, которые подтвердят вашу правоту.
Сохраняйте спокойствие. Главная цель агрессора — вывести жертву на эмоции и вызвать чувство вины. Не показывайте гнев, раздражение или страх. Старайтесь говорить спокойно, подбирайте нейтральные фразы.
Развивайтесь как специалист. Руководитель-абьюзер может повторять, что вы ничего не умеете. Не сомневайтесь в своих профессиональных навыках. Вместо этого изучайте новые навыки, следите за лучшими практиками в своей сфере.
Обращайтесь за помощью. Если вы не знаете, как справиться с начальником абьюзером в одиночку, попробуйте найти поддержку у коллег. Обсудите ситуацию с HR-менеджером или корпоративным психологом.
Что делать, если начальник обижает коллегу
Иногда можно оказаться не жертвой, а свидетелем психологического насилия. Например, если начальник-абьюзер унижает коллегу. В таком случае нужно оценить ситуацию и решить, вмешиваться или нет. Рассказываем, когда стоит помочь, а когда друг по работе должен защитить себя самостоятельно.
Когда лучше поддержать со стороны
Прежде чем принимать меры, важно оценить ситуацию. Лучше сначала обсудить проблему с самим коллегой. Возможно, вы стали свидетелем не абьюза, а конфликта.
Поговорите с человеком наедине. Объясните, что вы заметили сложные отношения с руководителем и хотите помочь. Вы можете обсудить переживания коллеги в более спокойной обстановке, вне офиса.
Как еще можно помочь:
- Предложить вместе выполнить сложную задачу, чтобы снять часть нагрузки с коллеги.
- Обсудить стратегии, которые помогут справиться с давлением со стороны начальника.
- Посоветовать обратиться к специалисту по персоналу компании или психологу.
Правильный онбординг объясняет сотруднику его права. Специалист узнает, куда идти за поддержкой, если начальник обращается с ним грубо. О том, как правильно адаптировать новых членов команды, рассказали в Telegram-канале «Выделили бюджет».
Когда стоит открыто вмешаться
Если начальник обижает коллегу, а тот растерян — помогите ему. Попробуйте для начала косвенно повлиять на ситуацию. Например, когда начальник критикует коллегу публично, подчеркните вклад этого сотрудника в общий результат работы.
Открыто стоит вмешиваться, если:
- Поведение начальника нарушает трудовое законодательство. К примеру, если сотрудник третий год без отпуска, потому что руководитель не отпускает.
- Коллега находится в состоянии сильного эмоционального стресса из-за действий начальника. Например, работник пропускает обеды, ошибается в простых задачах, избегает встреч.
- Ситуация негативно влияет на результат всей команды. Может быть, из-за бессмысленных поручений коллега не успевает сдать работу, поэтому приходится сдвигать сроки проекта.
- Руководитель поощряет травлю коллеги, что приводит к кибербуллингу. Например, другие сотрудники не читают сообщения специалиста или отпускают злые шутки в чатах.
Коллеге, который находится в позиции «жертвы», может быть страшно попросить помощи. Ему кажется, что это повлияет на его карьеру в компании.
Обратитесь к HR-специалисту. Возможно, в политике компании есть инструкции или рекомендации, как сотрудникам нужно поступать в таких ситуациях. Чтобы обвинения не были ложными, заранее соберите доказательства абьюза коллеги со стороны начальника.
Что в итоге
- Абьюз — это ситуация, когда один человек оказывает психологическое давление на другого: унижает, оскорбляет, кричит, издевается. На работе чаще всего встречается психологическое насилие со стороны руководителя.
- Абьюз на работе со стороны начальника вредит сотрудникам и компании. К признакам токсичного руководителя относят переход на личности, публичные оскорбления и обидные шутки, бездоказательные обвинения в некомпетентности.
- Если босс задерживает зарплату, не пускает в отпуск или на больничный и отказывается платить за сверхурочную работу, он нарушает трудовое законодательство. Это повод подать жалобу в трудовую инспекцию.
- Если начальник — абьюзер, есть несколько вариантов, как себя вести. Важно сохранять спокойствие и не поддаваться на манипуляции. Чтобы сократить количество придирок, записывайте все детали поручения: сроки, шаблоны документов, формат результата. Если нет причин и сил терпеть такое отношение, лучше сменить работу.
- Когда вы стали свидетелем грубого отношения начальника по отношению к другому сотруднику, сначала разберитесь в ситуации. Убедитесь, что это абьюз, а не конфликт или обоснованная критика. Поговорите с коллегой и поделитесь наблюдениями, предложите помощь.
- Если руководитель нарушает закон и его поведение плохо влияет на работу всего коллектива, соберите доказательства абьюза и обратитесь к HR-специалисту или вышестоящему руководству.