Методика 5W Марка Шеррингтона: как использовать, чтобы понимать клиентов
Наталья Хайду
Главный редактор
Профессионально увлекаю через контент. С командой Журнала практически с самого основания. Знаю толк в продукте и заражаю читателей интересом к нему с помощью наших статей.

Методика 5W Марка Шеррингтона: как использовать, чтобы понимать клиентов

5 мин
17
Продажи
Аналитика

method_5w_preview

Один продукт покупают люди с разными привычками, потребностями и интересами. Бизнесу важно понимать каждую группу целевой аудитории. Тогда компания сможет точно попадать в запросы клиентов и увеличивать продажи.

Методика 5W Марка Шеррингтона — один из способов, как можно познакомиться с покупателями. В статье рассказываем, что это за модель и как ее используют.

Что такое 5W

Модель 5W — методика сегментации аудитории. Подход предложил Марк Шеррингтон, основатель бренд-консалтинговой компании Added Value.

Марк раскрыл суть методики в книге «Added Value: алхимия роста бренда». В ней же описал, откуда появилась идея модели.

«Однажды ночью я слушал комедийный скетч. Это была юмористическая мистификация о том, как неопытный журналист запутался в понятиях «кто», «когда», «что», «почему», «где». Ко мне пришло озарение. Именно этот подход и нужен для сегментирования рынка».

Подход 5W состоит из пяти ключевых вопросов. Каждый из них начинается с буквы «W» — так и возникло название.

Методика 5W

  • What? Определяет товары и услуги, которые интересуют клиентов. Что продает компания?
  • Who? Описывает портрет покупателя — пол, возраст, социальный статус. Кто покупает? Как выглядит аудитория?
  • Why? Указывает на мотивацию и проблемы пользователей, которые решает продукт. Зачем людям продукт? Почему они покупают у компании?
  • When? Характеризует время и ситуации, когда аудитории нужен товар или услуга. В каких случаях клиенты покупают продукт? В какой период?
  • Where? Показывает, на каких площадках клиент узнает о бренде или покупает продукт. Где клиент взаимодействует с компанией? Ищет информацию в интернете или приходит в офлайн-точки?

Читайте также

Что такое кастдев и как его проводить
27 августа 2024

Как использовать методику 5W для определения групп ЦА

Распишем методику 5W Марка Шеррингтона на примере онлайн-школы английского языка для детей. Компания готовит подростков к экзаменам, повышает уровень языка и помогает получать «пятерки».

What? Что предлагает школа? Есть три направления программ, в зависимости от возраста и потребностей учеников. Для детей 1-4 классов — основы английского. Детям среднего возраста объясняют нюансы школьной программы, подтягивают оценки. Курс для подростков постарше фокусируется на подготовке к ЕГЭ.

Who? Кто покупает уроки? В школе учатся пользователи от 7 до 18 лет. Но решение об оплате программы принимают родители. В основном это женщины от 27 до 50 лет.

Клиенты хотят, чтобы дети получили хорошее образование и поступили в престижный университет. Смотрят на опыт учителей и оценивают, как онлайн-школа готовит к экзаменам.Клиенты хотят, чтобы дети получили хорошее образование и поступили в престижный университет. Смотрят на опыт учителей и оценивают, как онлайн-школа готовит к экзаменам.

Why? Почему клиентам нужен продукт? Молодые мамы переживают, что дети не потянут школьную программу, поэтому ищут раннюю подготовку для начальных классов. Таким клиентам важно, чтобы учитель мог заинтересовать ребенка.

Родители школьников 5-9 классов пытаются улучшить успеваемость. Они ищут преподавателя, который расположит к себе и объяснит то, что ребенок не понимает на уроках.

Родители подростков беспокоятся из-за ЕГЭ: по их мнению, общеобразовательная школа не готовит к экзаменам.

When? Когда клиент принимает решение о покупке? Клиенты обращаются в течение всего учебного года. Мамы и папы младшеклассников — в основном осенью, учеников средней школы — после второй четверти.

Родители подростков часто откладывают поиск репетиторов. Возвращаются к вопросу за пару месяцев до экзамена.

Where? Где аудитория узнает о школе? Покупатели из более молодой целевой аудитории чаще ищут информацию в соцсетях, обращают внимание на контекстную рекламу. Старшее поколение узнает об онлайн-школе по отзывам других родителей, читает рассылки. Все группы аудитории просматривают сайт.

Чтобы было проще увидеть сегменты и особенности аудитории, результаты можно оформить в таблице.

Группа №1 Группа №2 Группа №3
Что? Курс «Основы английского языка для детей 1-4 классов». Программа, чтобы повысить знание языка. Курс для подготовки к ЕГЭ.
Кто? Родители младшеклассников, 27-32 лет. Родители учеников средней школы, 31-40 лет. Родители старшеклассников, 38-50 лет.
Почему? Привить интерес к языку в раннем возрасте. Подготовиться к будущим школьным занятиям по английскому. Хотят, чтобы уроки были в игровой форме. Закрыть пробелы ребенка по школьной программе, улучшить оценки. Важно, чтобы учитель объяснил то, что ученик не понимает в школе. Помочь подростку сдать ЕГЭ и поступить в вуз на бюджет. Хотят, чтобы большое внимание уделяли разбору заданий из ЕГЭ.
Когда? В течение учебного года. В основном в первой и второй четверти. В течение учебного года. В основном в третьей и четвертой четверти. В течение года. Иногда за 2-4 месяца до ЕГЭ.
Где? Контекстная реклама, соцсети, сайт компании. Сайты с отзывами, плакаты в школе, сайт компании. Сарафанное радио, форумы для родителей, сайт компании.

Дополнить таблицу можно данными из CRM-системы. Например, CRM Битрикс24 собирает информацию обо всех сделках. В карточках пользователей видно, когда и с каким запросом обратился клиент: если меняется менеджер, не нужно заново восстанавливать историю покупок.

Попробуйте CRM Битрикс24
CRM возьмет под контроль все каналы коммуникаций с клиентами и автоматизирует продажи в вашем бизнесе.
Создать бесплатно

Что делать с результатами

Сегментация аудитории и портрет клиентов пригодятся разным специалистам: от маркетологов до администраторов. Продолжим рассматривать, как применять методику 5W Шеррингтона на примере онлайн-школы для детей.

Компания провела анализ и обнаружила проблемы.

  • Сайт школы работает только с одной группой клиентов. Например, плюсы компании на главной странице важны только для родителей младшеклассников.
  • Школа не общается с клиентами в интернете: редко пишет для соцсетей, не отвечает на вопросы в комментариях, не работает с отзывами.
  • Компания использует только одно сообщение в маркетинговых материалах: «Английский язык — это полезно для развития детей». Такие креативы не попадают в запросы родителей учеников средней и старшей школы.

Чтобы решить эти проблемы, школа использовала модель 5W.

Обновила сайт. Если сегменты аудитории разные, то и информацию стоит разделять для каждой группы. Компания:

  • Создала три отдельных страницы сайта под каждую программу: об уроках для младших школьников, помощи по школьной программе и подготовке к ЕГЭ.
  • На каждой прописала плюсы курса для конкретного сегмента ЦА.
  • Ответила на вопросы родителей в FAQ.
  • Добавила факты о преподавателях, которые ведут уроки у детей разного возраста.

С новым сайтом родителям стало проще найти информацию, увидеть ценность продукта и принять решение о покупке.

Начала вести соцсети. Школа продумала контент-план и выбрала темы для разных сегментов аудитории. Например:

  • Родителям младшеклассников рассказала, как привить интерес к языку.
  • Мамам и папам учеников средней школы описала признаки, что у ребенка проблемы с предметом или учителем.
  • Родителям подростков порекомендовала, как помочь ребенку справиться с волнением перед экзаменом.

Кроме полезных постов в соцсетях компания начала давать информацию о школе. Тоже с учетом особенностей разных сегментов. Например, в понедельник рассказала, как учитель удерживает внимание ребенка, в пятницу — как школа учла в курсе новые вопросы в ЕГЭ. Так каждая группа аудитории видит пользу.

Персонализировала рекламу. Некоторые сообщения остались общими, например о повышении цен на всех направлениях. Все остальные маркетинговые материалы школа стала делать адресными.

Например, в рассылке для первой группы родителей написала о том, как помочь ребенку с домашним заданием. Второй категории рассказала, как спросить у учителя о проблемах школьника, третьей — какие разделы есть в ЕГЭ этого года.

Специальные предложения компании тоже стали персонализированными. Молодым родителям учеников младшей и средней школы компания предложила акции на уроки в следующем году. Старшему поколению — кешбэк за рекомендацию.

Сегментацию целевой аудитории по методике 5W можно использовать шире. На основе ее результатов выпускать продукты, которые точно попадают в потребности ЦА. Изучать и выходить на новые рынки. Улучшать маркетинговые стратегии, чтобы новые клиенты совершали первые покупки, а постоянные пользователи — возвращались за повторными.

Что в итоге

  • Методика 5W — это способ сегментации аудитории. Его разработал Марк Шеррингтон. Модель используют, чтобы определить потребности и особенности клиентов.
  • 5W состоит из пяти ключевых вопросов: «What?», «Who?», «Why?», «When?», «Where?».
  • Чтобы применить методику 5W для определения целевой аудитории, ответьте последовательно на ключевые вопросы: что предлагаете купить, кому нужен продукт, почему клиенты выбирают вас, когда они это делают, где узнают о компании.
  • Разделите аудиторию на группы с похожими характеристиками. Чтобы не запутаться, оформите информацию в таблице. В столбах пропишите сегменты, а в строчках пять вопросов. На пересечениях укажите ответы.
  • Используйте данные, чтобы настроить рекламу на сегмент ЦА, доработать сайт и соцсети под потребности клиентов, продумать персонализированные акции и рассылки.

Увеличьте продажи и наведите порядок в задачах с Битрикс24
Получить бесплатно
Наталья Хайду
Главный редактор
Рекомендуем
Показать еще