Гибкие методологии управления, например Scrum и Kanban, работают, когда на проекте до десяти человек. Если сообща трудится сразу несколько команд, со своими лидерами и привычными инструментами, управлять командой становится трудно.
Чтобы сохранить гибкость, необязательно менять систему управления. Можно масштабировать Agile с помощью Large-Scale Scrum. В статье разберем, что такое фреймворк LeSS, к какой методологии он относится и как его внедрить.
Что такое методология LeSS
LeSS — фреймворк в Agile, который помогает управлять командами от десяти человек.
LeSS (Large-Scale Scrum) можно с английского перевести как «большой скрам». По сути это и есть скрам, с теми же правилами, ценностями и командными ролями. Отличие в том, что LeSS применяют для продуктов, которые разрабатывают десятки, сотни или даже тысячи человек. Главная идея — избавиться от лишнего, чтобы упростить работу над продуктом.
Есть две версии фреймворка: Basic LeSS для команд до 50 человек и LeSS Huge для команд от 50 человек.
Основное различие между Basic LeSS и LeSS Huge ― в LeSS Huge за проект отвечает не один человек, а несколько. У владельца продукта могут быть помощники — владельцы области продукта. Они управляют отдельными частями проекта: например, один — русскоязычной версией, а другой ― международной. Также у каждой части проекта может быть свой бэклог. В остальном принципы и практики одинаковые.
Десять основных принципов LeSS
Гибкие методологии опираются не только на конкретные инструменты, но и на ценности. LeSS не исключение. Чтобы внедрить фреймворк, команда должна придерживаться таких принципов:
- LeSS — это скрам. Это значит, что фреймворк должен оставаться простым и гибким, даже когда компания растет и развивается. Например, надо соблюдать этапы разработки, придерживаться ролей и сохранять автономность групп.
- Эмпирический контроль процесса. Команды должны полагаться не на чутье, а на опыт, наблюдения и факты. Так можно быстро реагировать на внешние изменения и принимать обоснованные решения.
- Прозрачность. Участники проекта должны делиться информацией друг с другом. То, что каждый член команды знает, над чем работают коллеги, помогает избегать конфликтов и поддерживать доверие.
- Меньше — значит больше. Убирайте ненужные процессы, лишние действия и бюрократию. Чем их меньше, тем лучше работает Scrum-команда и тем качественнее будет продукт.
- Важен весь продукт. Клиенты покупают не часть продукта, а его целиком. В отдельных или наполовину работающих частях нет ценности и смысла. Поэтому так важно сосредоточиться на поиске цельного решения.
- Клиент в центре внимания. Надо всегда думать о потребностях заказчика. Добиться этого в больших командах сложнее, поэтому одна из задач LeSS — расти, но продолжать заботиться о клиенте.
- Непрерывное улучшение. По методике LeSS совершенствовать продукт нужно постоянно. Даже если клиенты им уже пользуются, но жалуются, можно и нужно исправлять недочеты.
- Системное мышление. Чтобы создать продукт, нужно воспринимать его как систему, где каждый элемент или этап работы влияет на остальные.
- Бережливое мышление. Цель бережливого производства (от англ. Lean production) — создавать большую ценность для клиента, прилагая меньше усилий.
- Теория массового обслуживания. Ее также называют «теория очередей». Помогает управлять потоком задач так, чтобы каждая из них выполнялась как можно быстрее.
Каким командам подойдет LeSS
Практически любая компания, которая разрабатывает продукт или услугу, может применить LeSS-фреймворк. Он помогает командам комфортно общаться и быть в курсе, кто чем занят. Поэтому будет особенно полезен в крупных компаниях и сложных проектах с распределенными командами.
Пример из жизни. В 2017 году компания по автоматизации розничной торговли «Лайтбокс» вошла в группу компаний МТС.
За год база клиентов «Лайтбокса» должна была увеличиться примерно в 100 раз. Компания была не готова к этому — в первую очередь из-за структуры. Было несколько подразделений, каждое со своим менеджером. Ключевые показатели эффективности у каждого из них тоже были свои.
Разрабатывать продукт было сложно. Важно было сделать так, чтобы руководители разных команд стыковались между собой и KPI были одинаковыми для всех. Тогда в компании решили внедрить LeSS.
В результате:
1. Добавили фича-команды, которые смогли системно развивать продукт.
2. Разработка стала быстрее. Раньше среднее время цикла составляло пять недель, а после внедрения LeSS — две недели.
3. Сотрудники стали видеть, что происходит на проекте.
Как начать использовать LeSS
Чтобы внедрить LeSS, следуйте таким шагам:
Шаг 1. Обучите методологии
Чтобы все участники продуктовой команды понимали принципы LeSS, нужно:
- обучать всех членов команды, а не только топ-менеджеров — проводить тренинги и мастер-классы;
- регулярно собирать обратную связь от команды.
Шаг 2. Решите, чего надо достигнуть
Структура команд и процессы выстраиваются вокруг продукта. Поэтому то, как вы его определите, повлияет на все последующие этапы.
Определить продукт — значит решить, в чем будет заключаться работа команды. Для этого поставьте себя на место клиента и подумайте, зачем ему нужен ваш продукт. И составьте список того, что нужно сделать, ― это еще называют jobs-to-be-done.
Шаг 3. Организуйте структуру команды
Изучите список задач, установите критерии качества и определите структуру команд. А также назначьте роли в скрам-команде:
- Владелец продукта отвечает за ценность проекта, собирает обратную связь от команды и передает клиенту и наоборот.
- Скрам-мастер внедряет принципы скрама и следит за тем, чтобы они соблюдались.
- Скрам-команда выполняет задачи.
Скрам строится по принципу самоорганизации. Это значит, что команды способны самостоятельно планировать и выполнять задачи, контролировать прогресс и управлять им. Руководителям важно доверять команде и не вмешиваться в процесс. Так сотрудники смогут развиваться без препятствий.
Шаг 4. Выберите технологии и инструменты
Чтобы выбрать программы, отталкивайтесь от особенностей проекта и самого бизнеса. Например, студии разработки игр, которая работает удаленно, нужны приложения для общения и совместной работы: чаты, видеозвонки, инструменты для дизайна и разработки.
Шаг 5. Организуйте процесс
В LeSS команды работают по спринтам — коротким отрезкам времени. Планирование спринта происходит в два этапа: сначала выбирают задачи, а потом детально обсуждают их. Также команды встречаются, чтобы посмотреть, что в бэклоге, и оценить результаты.
В LeSS должны быть:
- Кросс-функциональные команды. То есть из разных отделов. Разработчики, тестировщики, дизайнеры и другие специалисты собираются в одну команду, чтобы работать над конкретной функцией продукта.
- Общий список задач и один владелец продукта. Он решает, чем заняться в первую очередь и каким будет продукт.
- Взаимодействие между командами. Они обмениваются информацией, идеями и помогают друг другу. Например, если одна команда столкнулась с проблемой, она может обратиться к другой за помощью.
- Обзор спринта. В конце спринта все собираются, чтобы обсудить результаты.
Что может пойти не так, когда внедряете LeSS
Когда бизнесы внедряют новый фреймворк, они сталкиваются с такими сложностями:
Команда сопротивляется переменам. Сотрудники не хотят менять привычные процессы, потому что чувствуют угрозу. А еще они могут не понимать принципы методологии. Чтобы справиться с проблемой, нужно правильно мотивировать команду и проводить тренинги, чтобы они не боялись принимать решения и отвечать за результат.
Процессы непонятны. Команде важно видеть результаты, чтобы понимать свой вклад в разработку продукта. Без отчетов и регулярных встреч LeSS будет бесполезным. Если вы переходите на фреймворк, внедряйте все практики и следите, чтобы их выполняли. Наладить процессы можно в CRM-системе. Например, в Битрикс24 есть раздел «Скрам», в котором можно настроить бэклог, канбан-доску, роли.
Частые вопросы
LeSS Agile — это фреймворк для работы с большими командами. Его внедряют, когда классического скрама недостаточно. По LeSS сотрудники работают одновременно над разными частями продукта, чтобы дело шло быстрее.
В отличие от других agile-фреймворков, LeSS приспособлен для больших команд — от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Компании, которая работала по скраму и быстро выросла, не нужно менять методологию: достаточно добавить несколько инструментов из LeSS.
Что в итоге
- Фреймворк LeSS основан на принципах гибких методологий. Он помогает управлять командами от десяти человек, которые разрабатывают сложный продукт.
- LeSS заимствует идеи скрама: прозрачность, бережливость, внимание к целям клиента и непрерывное улучшение продукта.
- LeSS подходит для больших компаний со сложными продуктами и распределенными командами.