Распространенное мнение, что лидерский потенциал или есть, или его нет: развить его не получится. Это заблуждение! «Мышца» лидерства есть у каждого, но у кого-то она от природы прокачана, а кому-то нужно усиленно ее тренировать.
В статье рассказываем, как вести за собой людей и вдохновлять своим примером, как развить лидерские качества руководителю и тому, кто хочет им стать.
Кто такой лидер и чем он отличается от руководителя
Лидер — это человек, который обладает авторитетом в команде, ведет ее к цели, вдохновляет примером. Он несет ответственность за свои решения и не боится сложных задач, влияет на мнения людей и мотивирует их.
Руководитель — не всегда лидер в коллективе, а лидер может не быть управленцем, хотя часто в компаниях эти роли совпадают.
Отличительные черты лидера | Отличительные черты руководителя |
|
|
Руководитель-лидер погружен в работу команды, мотивирует ее членов, создает корпоративный дух. Когда же он только делегирует обязанности, его нельзя назвать лидером.
Пример. Катя работает старшим менеджером по продажам: обучает новичков, решает проблемы с заказчиками, ведет крупных клиентов. Ее уважают коллеги, обращаются за советами. Она — лидер.
Миша — коммерческий директор: разрабатывает планы продаж, распределяет лидов по менеджерам. Сотрудники не приходят к нему с текущими проблемами, он не знает, что происходит в коллективе, следит только за операционкой и показателями. Он — руководитель, но не лидер.В примере выше мы показали разницу понятий. Но далее в статье «лидер» и «руководитель» обозначают одно и то же. Мы считаем, что грамотный руководитель = лидер.
Какие есть типы лидеров
Обычно лидеров разделяют по методике основателя социальной психологии Курта Левина, так как это первая классификация с научной базой. Курт Левин проводил исследования еще в 1936 году, и за прошедшие годы результаты многократно проверялись на практике и подтвердили свою состоятельность. Мальчиков-подростков поделили на три равные группы, за каждой закрепили взрослого руководителя с одним из трех лидерских стилей — авторитарным, демократическим и попустительским. Каждые семь недель наставники менялись и в итоге побывали во всех группах. Так психолог изучал влияние типов лидерства на мотивацию коллектива.
В результате эксперимента Левин описал, какими бывают лидеры и как ведут себя в разных группах. Важно: в этом разделе мы разбираем типы лидерства на примере именно руководителей отделов и компаний.
Авторитарный, он же деспотичный. Принимает решения без учета мнений команды. Эдакий Урфин Джюс, командующий деревянными солдатами. Например, вводит регламенты, новые техники продаж и KPI. Нововведения не обсуждают: сотрудникам остается только подчиниться.
Часто условия для авторитарного лидерства диктует внешняя среда. Такой стиль можно наблюдать на госпредприятиях, в сфере образования и медицины, в военной отрасли. Все потому, что там нужно беспрекословное повиновение, промах грозит страшными последствиями. Лидер вынужденно становится авторитарным. Полярные, но показательные примеры — Владимир Богданов из «Сургутнефтегаза» и Анна Винтур из Vogue (прототип грозного главреда в фильме «Дьявол носит Prada»).
Демократический, он же участливый. Лидер прислушивается к команде: решения принимают совместно, но последнее слово остается за ним. Таких руководителей могут ошибочно считать мягкими, но это не так. Например, если в отделе вводят KPI, лидер сначала выслушивает мнения, но принимает в расчет и показатели каждого. Затем тестирует новую систему: учитывает обратную связь от большинства и дорабатывает пункты, которые вызвали больше всего вопросов.
Демократический стиль типичен для инновационных компаний, стартапов, социально ориентированных международных корпораций. Пример такой компании — «Технониколь». Директор по логистике Татьяна Бертова выступает за бережливое производство и мотивацию персонала. В компании дают премии за дельные предложения по улучшению производства, участие в проектах. Заслуги сотрудников отмечают на досках почета, в корпоративных СМИ и соцсетях. Есть многоуровневая система обучения, чтобы люди росли внутри компании.
Либеральный, он же попустительский, он же делегативный. Команда сама определяет задачи и выполняет их, лидер почти не участвует в принятии решений, полностью доверяет сотрудникам. Контроля нет либо он минимален: результаты сообщают на словах или оценивают по показателям в отчетах. Например, руководитель обходится без плана продаж — ему достаточно, что доходы превышают расходы.
Распространенное заблуждение, что на практике либеральный подход разбивается о суровую реальность. Что это утопия, которой ленивые менеджеры прикрывают свой непрофессионализм. На деле многие организации успешно работают по такой модели. Например, в 2014-м Фредерик Лалу опубликовал книгу «Открывая организации будущего», в которой рассказал реальные истории так называемых бирюзовых организаций. В их основе лежат принципы холакратии — системы самоуправления, основанной на принципах доверия и одинаковой ответственности всех сотрудников.
Первым, кто внедрил холакратию, был Брайан Робертсон. В 2001 году он основал компанию Ternary Software и с самого начала применял передовые практики менеджмента, вовлек в управление персонал. Он стремился построить гибкую самоорганизующуюся систему, и ему это удалось. В 2007 году Робертсон на пару с партнером создал консалтинговую компанию HolacracyOne. Она помогает бизнесам внедрять холакратию и другие практики работы. Примеры бирюзовых организаций, работающих по принципам Робертсона: Sun Hydraulic, AES. Либеральный подход в действии.
Идеального стиля управления нет — к такому выводу пришел Курт Левин после эксперимента. Все зависит от ситуаций, особенностей личности лидера и специфики группы. Чтобы выбранный стиль принес плоды, нужно уметь находить баланс и подстраиваться.
Если компания уже в кризисе, решения надо принимать быстро. В этом случае выручит авторитарный стиль. Когда руководитель только вступает в должность, а команда давно и хорошо справляется с задачами, можно быть либеральным. Если компания не гонится за рекордными показателями, важна атмосфера и мнение большинства — придерживайтесь демократического стиля.
Классификация Курта Левина не единственная. Так как специалисты давно пришли к выводу, что нет идеального стиля руководства, популярно так называемое ситуационное лидерство. Суть в том, что при выборе стиля нужно учитывать уровень знаний и мотивации сотрудника.
Новичок: не может, но хочет. В этом случае подойдет указывающий стиль: сотруднику говорят, что нужно делать, он действует как исполнитель.
Разочаровавшийся: не может и не хочет. Руководитель мотивирует члена команды, аргументирует решения. Объясняет, почему нужно сделать именно так, в чем выгода для сотрудника, а не только компании. Но не увлекайтесь: если чувствуете, что сотрудник начинает паразитировать на энтузиазме других, с ним лучше попрощаться.
Способный: может, но не хочет. Такому нужно не приказывать, а дать свободу действий. Он будет приветствовать новые идеи и мнения. Руководителю нужно быть меньше руководителем и больше коллегой.
Самостоятельный: хочет и может. Роль руководителя — стратегическая. То есть он обозначает цели и задачи, а как достигнуть показателей, решает сотрудник или команда.
Если уровень знаний и мотивации в команде разный, стиль выбирают под каждого. Например, Петя всего неделю в команде. У него горят глаза, но он совсем не понимает, что делать. Ему нужен указывающий руководитель. Маша и Ваня в компании уже год, но мотивация снизилась: они устали от однотипных задач, хотят развития. Таким сотрудникам подойдет поддерживающий руководитель, который даст больше свободы и новых задач.
Как стать лидером
Менеджеру необязательно становиться лидером ради руководящей должности: не все об этом мечтают — и это нормально. Лидерские качества стоит развивать, чтобы научиться лучше управлять ресурсами, брать на себя больше ответственности и открывать дополнительные возможности.
Рассказываем, какими навыками нужно овладеть в совершенстве, чтобы люди шли за вами вне зависимости от того, начальник вы или нет.
Планировать. Лидер — это системный человек: его действия не хаотичны, а определены заранее. Начинайте с простого — планируйте день: что сделаете в первую очередь, сколько провести встреч, какие отчеты сдать. Отмечайте время, которое готовы потратить на каждую задачу.
Если что-то не успеваете, анализируйте причины: где не заложили нужное количество времени, почему неверно оценили сложность задачи, из-за чего не удалось достичь показателей.
Планирование поможет равномерно распределить работу: не допускать авралов в конце месяца, не срывать сроки из-за нехватки времени.
Проявлять инициативу. Лидер не ждет, когда кто-то даст ему задание, и не отмалчивается, если ищут ответственного. Поэтому, когда начальник спрашивает, кто хочет возглавить проект, пробуйте — даже если опыта пока мало, но вам готовы помочь и научить. Так получите знания и прокачаете управленческие навыки.
Иметь свое мнение. Лидеры считаются с чужими идеями, но при этом не стесняются предлагать собственные и отстаивать их. Они занимают деятельную позицию, умеют зажечь коллег энтузиазмом. Их настрой сложно сбить неаргументированной критикой, потому что они уверены в своей задумке. Хотя к конструктивной критике лидер всегда открыт.
Достигать целей. Взвесьте, чего хотите достичь и в какие сроки. Будьте реалистичны: здраво оценивайте свои силы и внешние обстоятельства. Цели могут быть небольшими:
- приходить вовремя на работу весь месяц, если привыкли опаздывать;
- закрыть сделку за пять дней, когда обычно уходит семь;
- увеличить в этом месяце средний чек на 5%, хоть и хочется на 15% уже сейчас.
Лидер не суетится и не хватается за все подряд, лишь бы выглядеть продуктивным в глазах других. Он понимает личную ответственность за проект и сосредоточен на том, чтобы довести его до конца. Для этого он разбивает большую задачу на мелкие, чтобы каждая подводила его к результату. Он не мыслит категориями «Выиграю этот тендер, и Степан Александрович будет в восторге от моих стараний». Его подход такой: «Степан Александрович сделал меня ответственным по тендеру. Времени в запасе много, но это не повод расслабляться. Определю задачи на ближайшие два месяца, чтобы точно все успеть».
Почему важны микроцели: их реальнее достичь, почувствовать уверенность, получить опыт. Лидер отмечает даже небольшие успехи и не просто радуется им, а анализирует: что привело к результату, какие шаги были верными, а что можно было сделать лучше.
Брать ответственность за ошибки. Лидер не просто выполняет сложные задачи, а еще и признает вину, если что-то пошло не так. Он не ищет оправданий вроде «Да, не вышло, но я старался», «День не задался». Честно говорит о том, что ошибся, предлагает решения, как это исправить.
Развиваться. Лидеры запрашивают обратную связь у руководителей, клиентов и опытных коллег: узнают свои сильные и слабые стороны и думают, как проработать минусы. Читают книги по профессии и развитию навыков, проходят курсы управления, смотрят вебинары и применяют теорию в работе. Вдохновляет пример музыкантов, которые продолжают заниматься с педагогом по вокалу, даже когда за плечами у них успешная эстрадная карьера и народное признание.
Помните, что лидерство — это мягкий навык, то есть то, что приобретают со временем и опытом. Даже если в детстве ваше мнение не было решающим в компании друзей или одноклассники не выбирали вас старостой, это не значит, что вы никогда не станете лидером. Начать работать над собой можно в любом возрасте.
Часто задаваемые вопросы о лидерстве
У руководителя есть формальная власть: он ставит задачи и проверяет результаты, делегирует обязанности, может принимать на работу сотрудников и увольнять их, премировать и штрафовать.
Лидер, в отличие от босса, не всегда занимает управленческую должность и отвечает за результаты команды. У него может не быть таких полномочий, но этот человек пользуется авторитетом у сотрудников, к его советам прислушиваются, обращаются за помощью. Лидер вдохновляет своим примером, у него развит эмоциональный интеллект, тогда как для босса это необязательно.
Ключевые характеристики лидера:
- инициативность — продумывать новые идеи и подходы, брать сложные задачи;
- ответственность — за порученные проекты, провалы и успехи;
- гибкость — перестраиваться под новые обстоятельства, например быстро изучить новую технику переговоров, если ее ввели в компании;
- целеполагание и планирование — работать в системе, обдумывать, как достигнуть результатов;
- стрессоустойчивость — не расстраиваться из-за неудач, сохранять холодную голову, когда что-то идет не по плану.
Лидером может быть любой человек, который завоевал доверие команды. Чаще всего это опытный сотрудник, он достигает целей и показывает лучшие результаты. Иногда ошибается, как и все люди, но не отчаивается и не винит обстоятельства. Вместо этого продумывает, как решить проблему.
Идеально, когда роль лидера и руководителя в отделе или компании принадлежит одному человеку. Так команде проще следовать за руководителем и принимать его решения.
Нет такого метода или книги, которые мгновенно превратят вас в лидера. Это долгая и кропотливая работа. Но вот советы, которые помогут на этом пути:
- Чтобы развить качества лидера, запрашивайте обратную связь у руководителей и клиентов: так увидите, над чем стоит работать.
- Не бойтесь проявлять инициативу: предлагайте идеи, берите сложные задачи, получайте опыт и делайте выводы, даже если что-то не получается.
- Учитесь: читайте книги по лидерским навыкам, прислушивайтесь к мнению опытных руководителей, которые пользуются авторитетом у коллег.
Что в итоге
- Нет правильного ответа на вопрос, каким должен быть лидер. Но обычно это авторитет в группе, который достигает целей сам и помогает в этом команде, мотивирует и показывает пример.
- Руководитель — не всегда лидер. Иногда этот человек только формально исполняет роль лидера, но на деле занимается лишь операционкой.
- Есть много классификаций лидерства: например, выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили управления командой. Нельзя сказать, что один стиль лучше другого, поэтому при выборе учитывайте опыт и мотивацию сотрудников.
- Чтобы развить лидерские качества, ставьте цели и планируйте, как будете их достигать. Анализируйте полученный опыт: что привело к успехам или провалам, — и учитывайте это в работе. Не зацикливайтесь на одних и тех же задачах и подходах: применяйте новые методики, беритесь за то, в чем хотелось бы разобраться, но пока не хватает опыта.