Микроклимат в коллективе влияет на результаты всей компании. Иногда с коллегами везет: они поддерживают идеи, помогают решить рабочие проблемы или подхватывают горящую задачу. Но бывает наоборот — среди работников есть корпоративный кибербуллинг. Они подставляют, грубо подшучивают в рабочих чатах или откровенно травят друг друга в онлайн-пространстве.
Ежегодно 11 ноября VK проводит «Месяц борьбы с кибербуллингом». Главная цель проекта — помочь жертвам травли в интернете. Мы присоединились к этой акции. Расскажем об онлайн-агрессии в компаниях и о том, что делать при кибербуллинге.
Что такое кибербуллинг
Кибербуллинг — это намеренный вред другим в виртуальном пространстве. Чаще всего люди встречаются с интернет-травлей в социальных сетях: им пишут оскорбительные комментарии с закрытых аккаунтов, шантажируют фотографиями или угрожают в личных сообщениях. По данным исследования VK, каждый третий человек страдает от кибербуллинга.
Агрессивное поведение может встречаться и в корпоративной среде. Речь не про мягкие подколы от коллег — это целенаправленное гнобление, которое может привести к серьезным нарушениям психического и даже физического состояния. При этом необязательно встречаться с коллегами лицом к лицу в офисе. Сейчас многие работают полностью удаленно или в гибридном графике, но это не защищает от буллинга. Вместо этого в дело вступают методы онлайн-травли — кибербуллинг.
Важно вовремя обращать внимание на агрессию среди безобидных мемов, учиться ее распознавать и знать, как не стать жертвой кибербуллинга. Чтобы было проще разобраться, приводим примеры кибербуллинга в таблице:
Кибербуллинг | Не кибербуллинг |
|
|
Виды и формы кибербуллинга в коллективе
Вот как чаще всего проявляется кибербуллинг на работе:
Коллеги умышленно игнорируют. Например, не отвечают на сообщения, ограничивают права доступа к файлам или не дают его вовсе. Это сказывается на результатах работы человека: он получает информацию с запозданием и из-за этого может не укладываться в дедлайны. Регулярные проблемы со сроками насторожат руководителей, сотрудник потеряет авторитет и доверие в компании.
Грубят и общаются сарказмом. Пассивная агрессия в переписке тоже считается частью кибербуллинга. Около четверти опрошенных центром исследований VK испытали это на себе, а 40% были свидетелями таких диалогов. Если собеседник рассказывает, как бы поступил на вашем месте, и завуалированно указывает на вашу некомпетентность — это может быть одним из видов кибербуллинга.
Заваливают задачами. Например, коллега «скидывает» на другого свои задачи в таком количестве, что выполнить их в рабочее время невозможно. А если сотрудник перерабатывает, устает или срывает сроки, он получает только упреки и косые взгляды. Например, если маркетолог обозлился на SMM-специалиста из-за его успехов и «делегировал» половину своих задач, то его можно обвинить в травле. А если это происходит в онлайн-пространстве — в кибербуллинге.
Портят репутацию. Это открытое глумление над компетентностью работников в общих чатах, оскорбительные шутки над принципами работы или привычками в комментариях. Коллеги намеренно преувеличивают слабые стороны, акцентируют неудачи и замалчивают достижения? Да, это корпоративный кибербуллинг.
Следят за вами в онлайне. Руководитель становится гиперопекуном. Он следит за каждым кликом работника и значком «Сейчас онлайн», просит отчитываться о местоположении и задачах каждые 15 минут, требует моментально отвечать на все сообщения.
Оскорбляют. Это самое явное проявление кибербуллинга. Сотрудника напрямую унижают в чате, переходят на личности и затрагивают тему семьи, религии или национальности.
Чем опасен кибербуллинг на работе
Несмотря на то, что травля происходит в онлайн-пространстве, последствия кибербуллинга сказываются на частной жизни сотрудников и работе всей компании. Вот как неадекватные отношения внутри коллектива могут сказаться на бизнесе:
- Снижается результативность. Работники, которые страдают от травли в онлайн-пространстве, теряют мотивацию и не приносят хорошие результаты. Их идеи все равно не заметят или обесценят, а ошибки, наоборот, подчеркнут. Постоянный негативный фон будет мешать сотрудникам работать и продвигать компанию: креативных идей становится меньше, показатели могут быть ниже.
- Начинается текучка. Долго работать под постоянным давлением не получится. Если вовремя не остановить кибербуллинг — можно потерять не одного, а целую команду специалистов. Они будут чувствовать, что их не ценят, что не могут самореализоваться из-за токсичных коллег — и уйдут туда, где им будет комфортнее.
- Останавливается командная работа. Сотрудники ждут агрессивную реакцию на их предложения или «подставу» от коллег, поэтому теряют смысл в совместных созвонах и брейнштормах. В условиях кибербуллинга проще сделать все самому, чем обратиться к агрессорам за помощью и показать свою уязвимость.
- Уходят клиенты. Работники находятся в постоянном эмоциональном напряжении, поэтому не всегда могут общаться с заказчиками вежливо и искренне хотеть им помочь. Вряд ли клиентам понравится такое отношение. И они начнут искать новую компанию с лучшим сервисом.
- Репутация портится. Если внутренний конфликт выйдет в широкое информационное поле, то может пострадать репутация компании. Интернет все помнит, и даже самые талантливые пиарщики не всегда могут решить проблему и вернуть былой статус.
Как избежать кибербуллинга
Для профилактики кибербуллинга необходимо с самого начала внедрять корпоративную культуру в компанию.
Проводите тимбилдинги и совместные мероприятия. Это сплачивает команду. Коллеги узнают друг друга получше, увидят сильные стороны, а возможно, даже подружатся. Если в таком коллективе начнется агрессия в рабочих сообщениях, то конфликт быстро нейтрализуют, потому что дорожат отношениями.
Создайте экологичную атмосферу. Каждый должен иметь право с чем-то не соглашаться, предлагать идеи и получать объективную обратную связь. Если возникает проблема — сотрудник понимает, что он не один, и знает, к кому можно обратиться за помощью. Все понимают, что работают во имя единой цели, а не друг против друга.
Предложите психологическую помощь. Можно пригласить специалиста в офис или дать сотрудникам корпоративный доступ к платформам, которые предлагают услуги психологов и коучей. С ними работники смогут обсудить взаимоотношения в коллективе и решить проблему, когда она только началась.
Обращайте внимание на мелочи. Иногда агрессора можно определить по манере общения в корпоративном чате. Заметили беспричинные нападки — понаблюдайте за тем, как себя ведет этот человек, в течение пары недель. Если подобное повторится, то стоит пообщаться с ним лично и попытаться выявить причины кибербуллинга в онлайн-среде. Возможно, удастся уладить конфликт без серьезных последствий.
Собирайте обратную связь. Создайте анонимные опросы удовлетворенности сотрудников, дайте возможность высказаться. Это поможет узнать о проблемах в коллективе и начать их оперативно решать. Поговорите с руководителями отделов: они ежедневно общаются с подчиненными и могут заметить зарождающиеся конфликты в общих чатах.
Сделайте бизнес-процессы прозрачными. Пусть каждый сотрудник видит, кто и за что отвечает. Удобнее всего распределять обязанности и следить за сроками проекта в сервисе для совместной работы. Например, в карточках каждой задачи назначается исполнитель и дедлайн. Так руководители смогут отследить, когда кто-то перегружен или что сотрудник часто «делегирует» свои задачи неопытному новичку.
Как бороться с кибербуллингом в компании
Бывает, что кибербуллинг уже укоренился в рабочем коллективе: сотрудники токсично общаются друг с другом в общих чатах, подставляют и сплетничают. Такое поведение становится особенно заметным, когда в компанию приходит человек со стороны: рядовой сотрудник или руководитель.
Новичок может столкнуться с кибербуллингом лично и подсветить ситуацию директору или HR-специалисту. К примеру, поделиться, что в других компаниях это ненормально. Руководитель может заметить признаки кибербуллинга во время общих созвонов, в чатах или комментариях к задаче, услышать о них на встречах один на один.
Когда вы понимаете, что среди ваших подчиненных есть онлайн-травля, надо вести себя спокойно, вдумчиво и при этом решительно, чтобы не усугубить ситуацию. Вот несколько правил, которые вам помогут:
Шаг 1. Дайте возможность пожаловаться. Придумайте, как сотрудники могут безопасно с вами поговорить: дайте ссылку на личный Telegram, разместите анонимную форму для жалоб. Работники должны легко и быстро найти возможность связаться с вами в экстренной ситуации.
Шаг 2. Оперативно отреагируйте на жалобу. Иногда сотрудники могут мимолетом упомянуть о конфликте в диалоге. Разберетесь быстро — избавите и работника, и бизнес от серьезных последствий. Важно сразу зафиксировать случай агрессии.
Шаг 3. Проведите внутреннее расследование. Поговорите сначала с пострадавшим, а затем с зачинщиком конфликта. Узнайте мнение обеих сторон. Возможно, кто-то просто неправильно понял ситуацию или вспылил. Тогда проблему можно решить разговором по душам. Если ситуация окажется неоднозначной, стоит пообщаться еще со свидетелями конфликта, привлечь HR-специалиста, чтобы объективно оценить произошедшее.
Шаг 4. Примите меры. Начните с устного предупреждения или ограничьте совместную работу коллег, у которых произошел конфликт. Предложите зачинщику пройти курсы по деловому общению или поработать с психологом, чтобы разобраться с причинами такого поведения и научиться правильно выходить из неприятных ситуаций. Если ничего из этого не подействует и сотрудник продолжит заниматься онлайн-травлей других коллег — пора задуматься об увольнении.
Шаг 5. Помогите тем, кто пострадал от кибербуллинга. Выслушайте и поддержите работника. Уточните, нужна ли консультация специалиста или выходной, чтобы «выдохнуть» и отпустить ситуацию.
Шаг 6. Организуйте тренинги. Проведите обучения для сотрудников на тему кибербуллинга: научите их правильно общаться друг с другом и дайте инструкцию, как вести себя в случае онлайн-травли на работе: что делать, к кому обратиться, как решить конфликт.
Как защититься от кибербуллинга на работе
Чтобы не стать активным участником конфликта — лучше в него не вступать. Если агрессия со стороны не вредит вам, то лучше просто не придавать ему особого значения. Возможно, у коллеги неприятности на работе, он завидует вам или не уверен в себе.
Чтобы не стать жертвой кибербуллинга — сразу расставьте личные границы. Например, если вас решили «завалить» задачами — твердо говорите «нет» на все, что превышает ваши обязанности или адекватные нормы нагрузки.
О том, какие есть меры противодействия кибербуллингу, рассказывает Елизавета Книрим, клинический и когнитивно-поведенческий психолог, специалист по психологической безопасности.
- Зафиксируйте нарушение: сделайте скриншоты, сохраните голосовые сообщения. Зачастую агрессивное поведение граничит с нарушением статей УК РФ. Если конфликт разрастется, то понадобятся доказательства.
- Оцените ситуацию рационально. Бывает так, что человек говорит про кибербуллинг, агрессию в его сторону. А когда начинается работа с фактами, оказывается, что люди просто не поняли друг друга.
- Обратитесь к психологу. Профессиональная поддержка поможет создать еще одну точку опоры, чтобы бороться с онлайн-травлей и трезво взглянуть на ситуацию.
- Поищите причину. Если удастся понять, с чего или кого все началось, возможно, удастся урегулировать конфликт лично. А если разговор с агрессором не приносит результатов, поговорите с начальством, объясните ситуацию и попросите помощи.
- Найдите поддержку. Родные, близкие и друзья помогут успокоиться и дадут понять, что вы не одни и со всем справитесь.
- Не вините себя. Важно напоминать себе, что интернет-травля — не последствие каких-то неправильных действий с вашей стороны. Ответственность за кибербуллинг — на агрессоре.
Улучшить самочувствие можно благодаря развитому критическому мышлению, навыку контроля тревоги и высокому уровеню эмоционального интеллекта. Это как базовый психологический иммунитет. Если этого нет, то при первых проявлениях кибербуллинга человек не выдержит давления и не сможет бороться. Если организм отреагирует на сильный стресс снижением концентрации, тошнотой или головокружением, то это знак, что ситуация критическая и стоит увольняться.
Как случайно не стать агрессором самому
По данным исследований проекта #неткибербуллингу, 42% кибербуллеров ведут себя недружелюбно, потому что хотят о чем-то предупредить, а 29% желают восстановить справедливость своими комментариями. Большая часть агрессоров старается, как они думают, сделать работу и мир лучше, а вовсе не навредить другому.
Как избежать кибербуллинга в социальных сетях:
Не отправляйте сообщения на эмоциях. В порыве гнева иногда хочется высказать коллеге все. Например, что он вечно отправляет отчет самым последним, противно хлюпает, когда пьет чай, и сам по себе очень неприятный. В такой момент остановитесь и подумайте: поможет ли это в работе? Задачи быстрее закрываться не будут, а отношения внутри коллектива ухудшатся. Так что лучше дать себе пять минут на то, чтобы успокоиться, и ответить нейтрально.
Не критикуйте публично. Если вам есть что сказать коллеге о его недочетах в работе, напишите ему в личные сообщения. Критика в общем чате может подорвать авторитет человека, поставить его в неловкое положение.
Не участвуйте в разговорах «за спиной». Пусть на работе остается место только для профессиональных комментариев и обсуждений. Любые сообщения из приватного чата коллег-друзей могут улететь прямиком к тому, о ком шла речь. Если вы принимали в них участие, то можете потерять доверие коллеги.
Не шутите, если вас могут неправильно понять. У всех разное чувство юмора, и уровни чувствительности могут различаться. Кто-то поймет шутку или сарказм и улыбнется, а кто-то примет близко к сердцу и затаит обиду.
Будьте доброжелательны даже с теми, кто вам не очень нравится. Не нужно потакать каждому слову и льстить — достаточно уважать чужие границы и придерживаться культурного корпоративного общения.
Что в итоге
- Кибербуллинг — онлайн-травля, которая часто происходит в соцсетях, но может встречаться и в компаниях с удаленными сотрудниками.
- Кибербуллинг может повлиять не только на отношения в коллективе и работу компании, но и на психическое и физическое здоровье сотрудников.
- Выстраивайте экологичные отношения между участниками коллектива и вовремя помогайте жертвам кибербуллинга справляться с токсичными коллегами, чтобы локальный конфликт не перерос в проблему для всей компании.
- Избегайте неоднозначных шуток и публичной критики, чтобы не стать агрессором самому.