Во время пандемии многие перешли на удаленный формат работы — и решили продолжить после того, как все ограничения сняли. Компании меньше тратят на аренду и обустройство офиса, нанимают талантливых специалистов из других стран и городов, повышают продуктивность и лояльность сотрудников.
Рассказываем, как организовать работу на удаленке, поддерживать сплоченность команды и какие инструменты для этого использовать.
Чем хороша и плоха удаленка
Плюсы
Больше свободы, меньше стресса и времени на дорогу до офиса — основные выгоды удаленки для сотрудников. Они работают из любого места, где есть доступ к интернету, поэтому могут чаще путешествовать, совмещать задачи и личные дела, не выгорая.
Для работодателей в удаленке тоже много плюсов. Главные из них — можно набирать в команду талантливых специалистов из любой точки мира, быстрее расширять бизнес. А еще экономить на аренде и обустройстве рабочих мест, коммунальных услугах, клининге.
Минусы
В формате хоум-офис сотрудникам сложнее настроиться на работу и приступать к задачам, чувствовать себя частью большой команды. А иногда даже понимать, что от них нужно в проекте, — многие привыкли обсуждать вопросы с коллегами лично в офисе.
При этом в управлении удаленными сотрудниками руководителю сложнее:
- оценивать продуктивность подчиненных;
- контролировать их рабочее время;
- ставить задачи и отслеживать выполнение;
- проводить онбординг;
- поддерживать командный дух участников.
Проблемы удаленной работы решаемы, главное — запастись терпением и выбрать правильные инструменты для управления распределенной командой.
Что нужно сотруднику для работы из дома
Компьютер, веб-камера и гарнитура для видеозвонков, стабильный и быстрый интернет — минимум, который важно обеспечить сотруднику на удаленке. Если у кого-то нет техники или платного софта, то их предоставляет работодатель.
Чтобы ставить и отслеживать задачи, обмениваться документами и управлять бизнес-процессами, подключите и настройте платформу для совместной работы.
В таких сервисах обычно есть таск-менеджер, учет рабочего времени, чаты для командного общения, видео- и аудиозвонки, отчеты, ЭДО, облако для файлов и другие функции. Все инструменты собраны в одном месте — пользователям не нужно переключаться между разными сервисами.
Как общаться с коллегами на удаленке
От того, как успешно компания сможет организовать удаленную работу сотрудников, зависит прибыль бизнеса. Когда участники разбросаны по всему свету, в первую очередь страдает общение. Вот несколько простых инструментов, которые делают его комфортным и доступным:
- Чаты — командные или личные, проектные или общие — это удобный способ совместно обсуждать вопросы и быстро находить ключевую информацию по проектам.
- Аудио- и видеосвязь — виртуальный конференц-зал для тех, кто находится далеко друг от друга. Инструмент-помощник для мозговых штурмов и планерок.
- Виртуальное хранилище и онлайн-редактирование документов — есть сервисы, которые не только упорядоченно хранят все файлы в одном месте, но и позволяют работать в них совместно. А это значит, что вопрос можно обсудить в комментариях к конкретному участку текста, не выходя из документа.
Чтобы постоянно не переходить в отдельные сервисы, компании используют платформы для совместной работы распределенных команд, которые объединяют разные инструменты для быстрой и удобной связи всех участников.
Как настроить коммуникацию в распределенной команде
Чтобы все работали согласованно, составьте общие правила, как сотрудникам организовать удаленную работу вне офиса:
Составьте инструкцию, как именно вы будете общаться, в каких форматах и как часто. Например, у agile-команд можно позаимствовать практику начинать рабочий день с короткой планерки, на которой команда делится планами, обсуждает задачи и вопросы.
Договоритесь, какие каналы связи будете использовать. Выберите один основной и один запасной. Объясните сотрудникам, что общаться в Telegram, созваниваться в WhatsApp, а отправлять документы на электронную почту — плохая идея.
Обсуждайте работу в проектных чатах или таск-менеджере. Публикуйте новости, сообщайте о форс-мажорных ситуациях, предупреждайте о срочных созвонах в одном месте. Обсуждайте там только задачи, чтобы найти информацию было легко.
Создайте отдельные чаты для отделов, проектов и неформального общения. Это ускорит взаимодействие и не будет отвлекать коллег от работы.
В Битрикс24 можно создавать открытые и закрытые чаты. В каждом из них доступны разные стили оформления текста, набор эмодзи, прикрепление файлов, голосовые сообщения, цитирование, упоминание участников.
Ставьте задачи только в планировщике. Отправить сообщение в чат и поставить задачу — не одно и то же. Задайте универсальное правило — если о чем-то договорились в чате или на созвоне, но не внесли в таск-менеджер, задачи нет.
Систематизируйте документы и файлы в облаке. Разграничьте доступ, чтобы он был только у тех, кто с ними работает.
Составьте базу знаний. Сохраняйте в ней полезную информацию для команды — от регламентов планерок и онбординга до пошаговых инструкций по работе с разными сервисами.
Выберите инструмент с мобильной версией — она позволит всегда оставаться на связи и быстро отвечать на запросы в любом месте. К примеру, у Битрикс24 есть мобильное приложение, адаптированное под iOS и Android, в котором доступны те же функции, что и в десктоп-версии.
Какой режим установить для удаленного сотрудника
Удаленная работа — не фриланс, поэтому сразу задайте рабочий ритм. Ниже даем несколько советов, которые позволят соблюсти баланс между дисциплиной и свободой для удаленщиков:
- Если переводите сотрудников в онлайн, оставьте тот же режим, который действовал в офисе.
- Если создаете удаленную команду с нуля, установите общее начало и конец рабочего дня. Если сотрудники в разных часовых зонах, введите правило, что встречи можно ставить в определенное время — например, с 11:00 до 14:00 по Москве.
- Подходы к тому, как контролировать работу сотрудников на удаленке, отличаются. Если вам в первую очередь важен результат, позвольте сотрудникам самостоятельно планировать время. Не устанавливайте жестких рамок, а продуктивность отслеживайте при помощи таск-трекера.
- Установите количество и продолжительность перерывов. Если жесткий контроль сотрудников на удаленке не нужен, предоставьте сотруднику возможность использовать 1–2 часа рабочего времени, чтобы решать личные вопросы. Такая гибкость выгодна всем — вы не оформляете официальный отгул, а подчиненный не мучается от зубной боли до выходных.
Как планировать рабочие задачи
Залог успешной удаленной работы — грамотное планирование. Чтобы исполнители точно знали, что и когда сделать, используйте планировщики:
- Таск-трекер — инструмент, в котором руководитель распределяет работы и устанавливает сроки. Задачу ставят внутри групп и проектов, назначают ответственного и исполнителей, а также наблюдателей, которые ее контролируют.
- Канбан — виртуальная доска с простым интерфейсом. Она показывает стадии, на которых находится каждая задача по проекту, и помогает лучше распределять ресурсы в команде. Можно создавать как индивидуальные доски, так и общие для совместной работы над проектом.
- Календарь — самый простой инструмент для управления задачами и событиями. Возможностей для визуализации в нем намного меньше, чем в CRM-системах. Им есть смысл пользоваться в случае, когда вся коммуникация в команде целиком построена на инструментах Google.
Введите планировщик как обязательный инструмент в управлении задачами сотрудников, чтобы исполнители видели, кто за что отвечает, а руководитель ничего не упустил.
Как контролировать работу
Важна и система контроля удаленной работы. Для этого можно использовать сервисы учета рабочего времени.
Принцип работы таких сервисов схож: утром сотрудник садится за компьютер запускает учет времени, в конце — завершает рабочий день. Если отлучается по личным вопросам или уходит на обед, то нажимает на «Стоп» или «Перерыв», а при возвращении к работе — на «Продолжить».
Роль HR в организации удаленной работы
HR-менеджер активно участвует в переводе сотрудников на удаленку:
- Отслеживает, достаточно ли команде инструментов для комфортной работы вне офиса, не снизилась ли мотивация.
- Проводит онбординг — знакомит новичков с правилами в команде.
- Контролирует отпуска, больничные или отгулы, чтобы руководитель нашел замену участнику и перераспределил обязанности.
- Оформляет трудовые договора с новыми сотрудниками. Подписание договора с кандидатом, который находится в другом городе или стране, может затянуться. Чтобы сотрудник приступил к работе как можно скорее, обменивайтесь документами онлайн. В Битрикс24 для этого есть Кадровый электронный документооборот (КЭДО).
Как поддерживать командный дух на удаленке
Сохранять рабочий настрой просто, когда коллеги собираются за одним столом на мозговой штурм, устраивают корпоративы и делятся мыслями в обеденный перерыв. Но в распределенной команде задача усложняется. Вот несколько способов, которые помогут сплотить сотрудников на удаленке:
- Чат хороших новостей. Создайте групповой чат, в котором сотрудники смогут делиться всем, что их радует и вдохновляет — забавными мемами на злобу дня, фотоотчетами из отпуска, смешными историями. Это не самый важный инструмент для работы, но он отлично объединяет, снижает стресс, помогает разрядить обстановку.
- Мозговые штурмы. Используйте видеоконференции и видеочаты. На звонке можно включить демонстрацию экрана и провести яркую презентацию.
- Честная обратная связь. Хвалите продуктивных сотрудников, оставляйте комментарии к задачам, публикуйте дайджесты о событиях, которые происходят в компании, — все это отлично мотивирует и укрепляет командный дух.
- Неформальное общение онлайн. В время адаптации к удаленке сотрудникам особенно остро не хватает живого контакта с коллегами. Помочь команде лучше узнать друг друга и преодолеть психологические сложности помогут онлайн-активности, например совместные занятия йогой, викторины и челленджи.
Частые ошибки
Когда действия сотрудников не согласованы, компания теряет время и деньги. Переходя на удаленку, постарайтесь избежать распространенных ошибок:
- Команда общается в разных мессенджерах. В таких условиях легко упустить важную информацию. Удобнее, когда все собрано в одном месте. Все каналы общения объединены в одном пространстве, в котором сотрудники остаются в курсе новостей, вовремя отвечают на сообщения, проводят онлайн-встречи.
- Нет регламентов для созвонов. Если заранее не определить время видеоконференции и не составить список тем для обсуждения, то она вместо запланированного часа продлится два. Решение — пишите адженду, ограничивайте время для выступлений и вопросов.
- Нет сроков выполнения задач. Грамотный тайм-менеджмент — основа успешной работы из дома. Чтобы сотрудники могли планировать рабочие дни, четко озвучивайте сроки для каждой задачи. Исполнители должны понимать, когда и что вы хотите от них получить.
- Задачи теряются в групповых чатах. Все поручения переносите из чата в таск-менеджер, назначайте ответственных и сроки.
- Чрезмерный контроль. Ничего хорошего не выйдет, если требовать от подчиненных, чтобы они моментально отвечали на сообщения, каждый час уточнять, точно ли они на рабочих местах. Это выглядит как недоверие и неуважение, порождает конфликты. Используйте систему управления задачами сотрудников. Распределяйте работу, отвечайте на вопросы, отслеживайте выполнение, ведите учет рабочего времени в одном пространстве.
Что в итоге
Организация удаленной работы требует терпения и сил. Если вы переводите команду в онлайн из офлайна, людям понадобится время, чтобы адаптироваться к новому формату. А перед руководителем встанут следующие вопросы:
- как организовать удаленную работу;
- как ставить задачи и контролировать сотрудников на удаленке;
- как настроить коммуникацию в распределенной команде;
- как поддерживать командный дух.
Для их решения используйте системы для совместной. Например, Битрикс24 есть необходимые функции для управления удаленными командами.
Требуйте соблюдать дисциплину, рабочий режим, вовремя и качественно выполнять задачи, но оставайтесь лояльными к сотрудникам, особенно когда они адаптируются к новому формату работы. Эти простые правила помогут вам построить сильную и дружную команду.