Это экспертная колонка Дарьи Голуб, директора по развитию группы компаний INTEC. Дарья восемь лет работает в сфере управления, продаж, маркетинга компаний и технологических проектов. Ежегодно организует HR- и бизнес-мероприятия для предпринимателей. Занимает должность исполнительного директора Ассоциации IT-компаний Челябинской области.
В колонке Дарья рассказала про автоматизацию рутинной работы в INTEC. Читайте, как в компании работают с документами в мессенджерах, онбордят новых менеджеров по продажам за неделю и зачем в команде телемаркетолог. Передаем слово эксперту.
Технологии должны приносить реальную пользу
Первое правило, по которому стоит улучшать процессы в компании: изменения должны приносить команде реальную пользу. Это относится и к внедрению любого сервиса. Сотрудники будут в нем работать, только если программа действительно упрощает жизнь. Иначе коллеги саботируют систему и продолжают существовать по-старому.
Подходить к автоматизации бизнеса стоит с инструмента, который возьмет на себя однообразные, рутинные задачи. Команда INTEC начала с CRM Битрикс24. Мы много экспериментировали, пробовали, подстраивали платформу под запросы компании. И в конце концов нашли то, что действительно работает. Сейчас расскажу, что мы делаем в CRM.
Сегментируем лиды в одной системе
Все лиды нужно собирать в одном месте. Можно это делать в экселевской таблице, но проще — в CRM-системе. Главное — сохранять результаты со всех форм захвата клиентов, даже если на сайте их 10 штук.
Вы собрали лиды. Дальше может идти квалификация первой линии, когда каждую заявку оценивают и определяют, стоит ли тратить на нее время. В INTEC этим занимается телемаркетолог. Он выполняет сразу несколько функций:
- Снижает нагрузку на менеджеров. Отсеивает людей, которые не готовы к покупке.
- Определяет, как произойдет продажа. Если будет низкий чек — достаточно телефонного разговора. Если высокий — нужна презентация продукта.
- Выделяет приоритетные лиды. Отдает их опытным сотрудникам.
- Распределяет входящие заявки по менеджерам. Смотрит, кто свободен и сможет подхватить потенциальную сделку.
Если телемаркетолога в компании нет, квалификацию может проводить и линейный менеджер. Достаточно провести короткий опрос. Мы отбираем лиды по семи критериям:
- Какую должность собеседник занимает в компании.
- Какая услуга его интересует.
- Чем занимается организация и что продает.
- В чем главная потребность потенциального клиента.
- Есть ли бюджет и какой.
- Когда хотят приступить к проекту и когда думают закончить.
- В чем наша ценность для собеседника.
После квалификации мы сегментируем лиды по ABCDX-системе. Наша цель — это сегмент А.
Сегмент | Характеристика | Действие |
А | Контакт с руководителями, явная потребность в товаре, есть бюджет | Передать менеджеру, закрывать в продажу |
B | Контакт с руководителями, нет явной заинтересованности, бюджет не утвержден | Передать менеджеру, формировать потребность |
C | Контакт с посредником, собирали информацию без дальнейшего взаимодействия | Отправить общую информацию, выйти на руководителей |
D | Нецелевой лид: нет потребности в продукте, не соответствует бюджет | Отказаться от дальнейшей работы |
X | Крупные корпоративные заказчики с запросом на нецелевые услуги | Передать партнерам |
Расскажу два примера, как пользуемся сегментацией. Первый: нам звонит клиент А с хорошим бюджетом и явной потребностью в продукте. Он сразу отправляется к опытному менеджеру. Скорее всего, они быстро договорятся о сделке.
Второй: в соцсети приходит человек D. У него нет бюджета и потребности. Такого команда просто не берет в работу, лид отсеивают на этапе фильтрации.
Так мы избавляем менеджеров от малоперспективных заказчиков и даем им больше времени на работу с результативными клиентами. Всю эту сегментацию мы ведем в Битрикс24, чтобы было наглядно, кто и почему работает с этим лидом.
Работаем с автоматическими воронками
Каждый лид должен закручиваться в воронку продаж. Их может быть бесконечное количество — все зависит от бизнеса. Одна из наших схем выглядит так.
ЭТАП | ДЕЙСТВИЕ | ЛИЦО |
Новый лид | Подтверждение лида | Телемаркетолог |
Квалифицированный лид | Заполнены атрибуты квалификации лида | Телемаркетолог |
Переданный лид | Закреплен менеджер | Телемаркетолог |
Первый контакт | Заполнен комментарий переговоров | Менеджер |
Проведена презентация | Завершена презентация | Менеджер |
Согласована услуга | Сформирован заказ покупателя | Менеджер |
Согласованы условия сделки | Добавлены реквизиты и договор в карточку контрагента | Менеджер |
Выставлен счет | Сформирован счет на оплату | Менеджер |
Оплата получена | Проведена оплата от клиента | Бухгалтер |
Мы начали вести воронки в CRM и столкнулись с проблемой. Порой менеджеры классно проводили встречи, писали комментарии, а сдвинуть лид на следующий этап забывали.
Чтобы сотрудникам не приходилось держать эту задачу в голове, мы автоматизировали переносы карточек. Теперь после каждого действия сотрудника ячейка с клиентом сразу перемещается на следующий этап.
Как только карточка двигается, система автоматически запускает нужную триггерную рассылку. Как это работает, расскажу на примере. Возьму три этапа: «Новый лид», «Перспективный лид», «Клиент».
- На этапе «Новый лид» система запускает первый сценарий. Например, отправляет визитку и примеры проектов.
- На этапе «Перспективный лид» автоматически начинается новая цепочка писем. Клиент получает кейсы и отзывы.
- На этапе «Клиент» стартует третья рассылка. Это могут быть апсейлы или допродажи.
Email-рассылки — это первый инструмент Битрикс24, с которым я познакомилась на портале. С тех пор это мой любимый сервис. Он очень простой: можно взять готовые шаблоны и настроить под компанию.
Выставляем счета в мессенджерах
Многие наши клиенты отправляют проектные документы в мессенджерах. Это привычно и удобно. Поэтому мы подключили к CRM все сервисы, в которых менеджеры переписываются с заказчиками. Также настроили автоматические сообщения, чтобы сотрудники не тратили время на приветствия и напоминания об оплате.
Отдельный лайфхак: работа по счету-оферте. Клиент получает счет, переводит деньги. И это засчитывается как согласие с условиями договора, по которому мы выполняем услуги.
Такой формат упрощает работу менеджеров: не надо сначала подписывать договор, потом выставлять счет. Сотрудники в CRM генерируют счета-оферты с подписью и печатью. Затем отправляют документы в мессенджерах или через ЭДО.
Меньше этапов — быстрее получаем деньги от клиентов. Это польза, которую дает автоматизация рутинных работ с документами.
Вводим новых менеджеров за неделю
На рынке труда кризис. За специалистов бьются, особенно за менеджеров по продажам. Это всегда была сложная позиция, а сейчас находить таких сотрудников еще труднее. Порой проводишь 50 собеседований, отбираешь десять кандидатов, выходят два человека.
И если раньше бизнес мог полгода погружать нового сотрудника, сегодня такой возможности нет. Новые менеджеры в INTEC начинают продавать уже через неделю обучения. Для этого мы придумали содержательный онбординг: даем информацию от простого к сложному и рассказываем только о том, что будет полезно на практике.
Мы также стараемся обучать коллег смежным процессам. Так можно быстро найти временную замену для кого-то из специалистов.
В обучении помогает CRM-система с облачным хранилищем. У каждого сотрудника своя папка с инструкциями. Коллега может быстро найти всю информацию и подхватить задачи.
Поддерживаем процессы без участия руководителей
Автоматически распределяем лиды
CRM Битрикс24 назначает менеджерам заявки в зависимости от рейтинга, загруженности и специализации.
Рейтинг формируется автоматически и зависит от понятных критериев. Например, количества новых продаж и среднего чека. Если менеджер высоко в рейтинге, он получает более перспективные лиды.
При этом работник не получит новую заявку, если у него есть просроченные задачи. Это нужно, чтобы соблюдать системность продаж.
Свою роль играет и специализация. Например, если в INTEC приходит клиент с запросом на Битрикс24, то он не попадет к менеджеру, который занимается лендингами.
Используем отчеты
Каждому человеку важно знать, когда он добился успеха, а когда совершил ошибку. Чтобы руководители знали, в какой момент сотрудника надо поздравить, а в какой — поддержать и направить, мы в INTEC ввели отчеты. Все наши сотрудники ежедневно, еженедельно и ежемесячно отчитываются о своих достижениях руководителю.
Например, четыре менеджера из моей команды присылают отчеты мне. Я на их основе готовлю справку директору. Таким образом я управляю отделом, а CEO всегда знает, что происходит в компании.
Настраиваем автоматические напоминания о задачах
Раньше нашему РОПу приходилось каждую неделю напоминать подчиненным, что надо обновлять планы. Менеджеры всегда об этом забывали.
Чтобы решить проблему, мы настроили автопостановку задач в Битрикс24. Теперь каждую пятницу в 10 утра всем сотрудникам приходит поручение «Обнови план».
И все: руководитель выбросил из головы рутинную задачу. Напоминаниями занимается CRM-система.
Заставляем ИИ притворяться начальником
Битрикс 24 CoPilot — это мощь. По нашей субъективной оценке, автоматизация рутинных задач с помощью ИИ увеличивает производительность труда до 30%. Мы используем его, например, чтобы адаптировать сотрудников. ИИ играет роль руководителя отдела продаж и обучает менеджеров.
Я проводила свои эксперименты. Например, просила ассистента определить целевые показатели продаж для команды. Понравилось, что в ответ ассистент начал задавать вопросы и выяснять детали. Не просто дал стандартный шаблонный ответ, как другие ИИ. Это круто.
Что в итоге
- Что такое автоматизация рутинных задач? Это выбор и внедрение сервисов, которые берут однообразную работу на себя.
- CRM-система — универсальный инструмент для бизнеса. С внедрения сервиса начинается автоматизация рутинных процессов.
- Собирайте все лиды в одном месте. Так вы не потеряете их и сможете отслеживать продвижение клиентов по воронке продаж.
- Распределяйте лиды по их значимости. Более «дорогих» и целевых клиентов отдавайте опытным менеджерам, менее заинтересованных — новичкам.
- Настраивайте воронки продаж в CRM-системе. Так вы сможете автоматизировать рассылки и продвижение лидов по этапам, собирать статистику по сделкам.
- Не бойтесь внедрять ИИ. Это удобная программа для автоматизации рутинных задач.