«Что может сделать робот, должен делать робот». Колонка Дарьи Голуб из INTEC
Дарья Голуб
Директор по развитию группы компаний INTEC
Знаю, как управлять компаниями, выстраивать продажи и маркетинг IT-проектов. Каждый год собираю предпринимателей и специалистов со всей страны на бизнес-мероприятиях.

«Что может сделать робот, должен делать робот». Колонка Дарьи Голуб из INTEC

7 мин
121
CRM
Автоматизация
Партнерские материалы

intec_case_preview

Это экспертная колонка Дарьи Голуб, директора по развитию группы компаний INTEC. Дарья восемь лет работает в сфере управления, продаж, маркетинга компаний и технологических проектов. Ежегодно организует HR- и бизнес-мероприятия для предпринимателей. Занимает должность исполнительного директора Ассоциации IT-компаний Челябинской области.

В колонке Дарья рассказала про автоматизацию рутинной работы в INTEC. Читайте, как в компании работают с документами в мессенджерах, онбордят новых менеджеров по продажам за неделю и зачем в команде телемаркетолог. Передаем слово эксперту.

Технологии должны приносить реальную пользу

Первое правило, по которому стоит улучшать процессы в компании: изменения должны приносить команде реальную пользу. Это относится и к внедрению любого сервиса. Сотрудники будут в нем работать, только если программа действительно упрощает жизнь. Иначе коллеги саботируют систему и продолжают существовать по-старому.

Подходить к автоматизации бизнеса стоит с инструмента, который возьмет на себя однообразные, рутинные задачи. Команда INTEC начала с CRM Битрикс24. Мы много экспериментировали, пробовали, подстраивали платформу под запросы компании. И в конце концов нашли то, что действительно работает. Сейчас расскажу, что мы делаем в CRM.

Вы партнер Битрикс24?
Станьте экспертом Журнала. Поделитесь опытом, укрепите личный бренд и привлеките внимание к вашей компании.
Узнать больше

Сегментируем лиды в одной системе

Все лиды нужно собирать в одном месте. Можно это делать в экселевской таблице, но проще — в CRM-системе. Главное — сохранять результаты со всех форм захвата клиентов, даже если на сайте их 10 штук.

Вы собрали лиды. Дальше может идти квалификация первой линии, когда каждую заявку оценивают и определяют, стоит ли тратить на нее время. В INTEC этим занимается телемаркетолог. Он выполняет сразу несколько функций:

  • Снижает нагрузку на менеджеров. Отсеивает людей, которые не готовы к покупке.
  • Определяет, как произойдет продажа. Если будет низкий чек — достаточно телефонного разговора. Если высокий — нужна презентация продукта.
  • Выделяет приоритетные лиды. Отдает их опытным сотрудникам.
  • Распределяет входящие заявки по менеджерам. Смотрит, кто свободен и сможет подхватить потенциальную сделку.

Если телемаркетолога в компании нет, квалификацию может проводить и линейный менеджер. Достаточно провести короткий опрос. Мы отбираем лиды по семи критериям:

  1. Какую должность собеседник занимает в компании.
  2. Какая услуга его интересует.
  3. Чем занимается организация и что продает.
  4. В чем главная потребность потенциального клиента.
  5. Есть ли бюджет и какой.
  6. Когда хотят приступить к проекту и когда думают закончить.
  7. В чем наша ценность для собеседника.

После квалификации мы сегментируем лиды по ABCDX-системе. Наша цель — это сегмент А.

Сегмент Характеристика Действие
А Контакт с руководителями, явная потребность в товаре, есть бюджет Передать менеджеру, закрывать в продажу
B Контакт с руководителями, нет явной заинтересованности, бюджет не утвержден Передать менеджеру, формировать потребность
C Контакт с посредником, собирали информацию без дальнейшего взаимодействия Отправить общую информацию, выйти на руководителей
D Нецелевой лид: нет потребности в продукте, не соответствует бюджет Отказаться от дальнейшей работы
X Крупные корпоративные заказчики с запросом на нецелевые услуги Передать партнерам

Расскажу два примера, как пользуемся сегментацией. Первый: нам звонит клиент А с хорошим бюджетом и явной потребностью в продукте. Он сразу отправляется к опытному менеджеру. Скорее всего, они быстро договорятся о сделке.

Второй: в соцсети приходит человек D. У него нет бюджета и потребности. Такого команда просто не берет в работу, лид отсеивают на этапе фильтрации.

Так мы избавляем менеджеров от малоперспективных заказчиков и даем им больше времени на работу с результативными клиентами. Всю эту сегментацию мы ведем в Битрикс24, чтобы было наглядно, кто и почему работает с этим лидом.

Работаем с автоматическими воронками

Каждый лид должен закручиваться в воронку продаж. Их может быть бесконечное количество — все зависит от бизнеса. Одна из наших схем выглядит так.

ЭТАП ДЕЙСТВИЕ ЛИЦО
Новый лид Подтверждение лида Телемаркетолог
Квалифицированный лид Заполнены атрибуты квалификации лида Телемаркетолог
Переданный лид Закреплен менеджер Телемаркетолог
Первый контакт Заполнен комментарий переговоров Менеджер
Проведена презентация Завершена презентация Менеджер
Согласована услуга Сформирован заказ покупателя Менеджер
Согласованы условия сделки Добавлены реквизиты и договор в карточку контрагента Менеджер
Выставлен счет Сформирован счет на оплату Менеджер
Оплата получена Проведена оплата от клиента Бухгалтер

Мы начали вести воронки в CRM и столкнулись с проблемой. Порой менеджеры классно проводили встречи, писали комментарии, а сдвинуть лид на следующий этап забывали.

Чтобы сотрудникам не приходилось держать эту задачу в голове, мы автоматизировали переносы карточек. Теперь после каждого действия сотрудника ячейка с клиентом сразу перемещается на следующий этап.

Консультация по Битрикс24
Получите индивидуальную консультацию по использованию Битрикс24 в вашей компании!

Как только карточка двигается, система автоматически запускает нужную триггерную рассылку. Как это работает, расскажу на примере. Возьму три этапа: «Новый лид», «Перспективный лид», «Клиент».

  • На этапе «Новый лид» система запускает первый сценарий. Например, отправляет визитку и примеры проектов.
  • На этапе «Перспективный лид» автоматически начинается новая цепочка писем. Клиент получает кейсы и отзывы.
  • На этапе «Клиент» стартует третья рассылка. Это могут быть апсейлы или допродажи.

Email-рассылки — это первый инструмент Битрикс24, с которым я познакомилась на портале. С тех пор это мой любимый сервис. Он очень простой: можно взять готовые шаблоны и настроить под компанию.

Выставляем счета в мессенджерах

Многие наши клиенты отправляют проектные документы в мессенджерах. Это привычно и удобно. Поэтому мы подключили к CRM все сервисы, в которых менеджеры переписываются с заказчиками. Также настроили автоматические сообщения, чтобы сотрудники не тратили время на приветствия и напоминания об оплате.

Отдельный лайфхак: работа по счету-оферте. Клиент получает счет, переводит деньги. И это засчитывается как согласие с условиями договора, по которому мы выполняем услуги.

Такой формат упрощает работу менеджеров: не надо сначала подписывать договор, потом выставлять счет. Сотрудники в CRM генерируют счета-оферты с подписью и печатью. Затем отправляют документы в мессенджерах или через ЭДО.

Меньше этапов — быстрее получаем деньги от клиентов. Это польза, которую дает автоматизация рутинных работ с документами.

Вводим новых менеджеров за неделю

На рынке труда кризис. За специалистов бьются, особенно за менеджеров по продажам. Это всегда была сложная позиция, а сейчас находить таких сотрудников еще труднее. Порой проводишь 50 собеседований, отбираешь десять кандидатов, выходят два человека.

И если раньше бизнес мог полгода погружать нового сотрудника, сегодня такой возможности нет. Новые менеджеры в INTEC начинают продавать уже через неделю обучения. Для этого мы придумали содержательный онбординг: даем информацию от простого к сложному и рассказываем только о том, что будет полезно на практике.

Новые продажники обучаются на малоперспективных лидах. Потому что они должны побороть все страхи. Научиться легко звонить, встречаться, вести переписку.

Мы также стараемся обучать коллег смежным процессам. Так можно быстро найти временную замену для кого-то из специалистов.

В обучении помогает CRM-система с облачным хранилищем. У каждого сотрудника своя папка с инструкциями. Коллега может быстро найти всю информацию и подхватить задачи.

Поддерживаем процессы без участия руководителей

Автоматически распределяем лиды

CRM Битрикс24 назначает менеджерам заявки в зависимости от рейтинга, загруженности и специализации.

Рейтинг формируется автоматически и зависит от понятных критериев. Например, количества новых продаж и среднего чека. Если менеджер высоко в рейтинге, он получает более перспективные лиды.

При этом работник не получит новую заявку, если у него есть просроченные задачи. Это нужно, чтобы соблюдать системность продаж.

Свою роль играет и специализация. Например, если в INTEC приходит клиент с запросом на Битрикс24, то он не попадет к менеджеру, который занимается лендингами.

Используем отчеты

Каждому человеку важно знать, когда он добился успеха, а когда совершил ошибку. Чтобы руководители знали, в какой момент сотрудника надо поздравить, а в какой — поддержать и направить, мы в INTEC ввели отчеты. Все наши сотрудники ежедневно, еженедельно и ежемесячно отчитываются о своих достижениях руководителю.

Например, четыре менеджера из моей команды присылают отчеты мне. Я на их основе готовлю справку директору. Таким образом я управляю отделом, а CEO всегда знает, что происходит в компании.

Настраиваем автоматические напоминания о задачах

Раньше нашему РОПу приходилось каждую неделю напоминать подчиненным, что надо обновлять планы. Менеджеры всегда об этом забывали.

Чтобы решить проблему, мы настроили автопостановку задач в Битрикс24. Теперь каждую пятницу в 10 утра всем сотрудникам приходит поручение «Обнови план».

И все: руководитель выбросил из головы рутинную задачу. Напоминаниями занимается CRM-система.

Заставляем ИИ притворяться начальником

Битрикс 24 CoPilot — это мощь. По нашей субъективной оценке, автоматизация рутинных задач с помощью ИИ увеличивает производительность труда до 30%. Мы используем его, например, чтобы адаптировать сотрудников. ИИ играет роль руководителя отдела продаж и обучает менеджеров.

Посмотрите, что умеет Битрикс24 CoPilot
ИИ помогает менеджерам тратить меньше времени на рутинные задачи.
Попробовать бесплатно

Я проводила свои эксперименты. Например, просила ассистента определить целевые показатели продаж для команды. Понравилось, что в ответ ассистент начал задавать вопросы и выяснять детали. Не просто дал стандартный шаблонный ответ, как другие ИИ. Это круто.

Мы в INTEC придерживаемся правила: то, что может сделать робот, должен делать робот. Автоматизация бизнеса ограничивается только вашей фантазией. Пробуйте и развивайте процессы в компании.

Что в итоге

  • Что такое автоматизация рутинных задач? Это выбор и внедрение сервисов, которые берут однообразную работу на себя.
  • CRM-система — универсальный инструмент для бизнеса. С внедрения сервиса начинается автоматизация рутинных процессов.
  • Собирайте все лиды в одном месте. Так вы не потеряете их и сможете отслеживать продвижение клиентов по воронке продаж.
  • Распределяйте лиды по их значимости. Более «дорогих» и целевых клиентов отдавайте опытным менеджерам, менее заинтересованных — новичкам.
  • Настраивайте воронки продаж в CRM-системе. Так вы сможете автоматизировать рассылки и продвижение лидов по этапам, собирать статистику по сделкам.
  • Не бойтесь внедрять ИИ. Это удобная программа для автоматизации рутинных задач.

Поставьте искусственный интеллект на службу бизнеса с Битрикс24
Попробовать бесплатно
Дарья Голуб
Директор по развитию группы компаний INTEC
Рекомендуем
Показать еще