Когда кажется, что перепробовали разные техники продаж и переговоров, а клиент все равно не заключает сделку, не спешите опускать руки. Возможно, в такой ситуации нужен нестандартный подход. Чтобы вдохновиться, посмотрите фильмы про продажи. Так получится совместить приятное с полезным: отдохнуть, зарядиться мотивацией и подсмотреть, как продают великие — пусть и вымышленные — менеджеры.
Мы подобрали 10 лучших фильмов про продажи, которые скрасят ближайший выходной и помогут по-новому взглянуть на привычные ситуации.
Как фильмы про менеджеров по продажам помогут лучше работать
Художественный фильм — это не вебинар от гуру продаж. Но и от просмотра кино можно получить много полезного, например:
Найти вдохновение. В фильмах часто показывают, как герои справляются с трудностями и добиваются высоких результатов. Такие истории мотивируют — и вот вы уже продумываете диалог с клиентом.
Изучить новые стратегии. Когда читаешь книги о техниках продаж, может быть сложно представить, чем на практике отличается SPIN от AIDA и FAB. В фильмах герои используют реальные инструменты продаж, поэтому можно увидеть, в какой ситуации сработает та или иная стратегия.
Понять психологию клиента. Когда вы смотрите фильмы про продажи и переговоры, можно понаблюдать со стороны за тем, как ведут себя клиенты и продавцы в разных ситуациях. И использовать это в своей работе.
Научиться на чужих ошибках. Иногда герои фильмов поступают неправильно и расплачиваются за это. Отмечайте, каких действий лучше избежать, чтобы делать успехи в своей работе.
А чтобы полтора часа просмотра принесли пользу, попробуйте смотреть фильмы «правильно»:
- Идентифицируйте, какие техники показывают в фильме и нужно ли вам познакомиться с ними. Например, если в кино показывают, как работает техника агрессивных продаж, вы можете отметить для себя приемы, а потом пойти отрабатывать их на практике.
- Смотрите фильм и делайте заметки, когда видите интересный фрагмент. Например, как менеджер отвечает на возражения клиента, как проявляет свои эмоции.
- Анализируйте поступки и решения героев — как от их поведения зависит успех или провал сделки. Подумайте, как бы вы поступили в похожей ситуации.
- Попробуйте применить техники, которые увидели, в работе.
Подборка лучших фильмов и сериалов про продажи
Чтобы вам было проще сориентироваться, мы сделали подборку из десяти фильмов. В список включили американские фильмы про продажи, а также европейские и российские картины. Выбирайте, что будете смотреть, и добавляйте в свою коллекцию.
Волк с Уолл-Стрит (The Wolf of Wall Street), 2013 год, США
О чем фильм. Мартин Скорсезе рассказывает историю Джордана Белфорта, амбициозного биржевого маклера. В 1987 году герой оказывается без работы из-за обвала рынка. Он открывает собственную фирму Stratton Oakmont, которая вскоре становится крупнейшей брокерской конторой в США. Чтобы заработать миллионы, Белфорт и его команда используют агрессивные и не всегда законные техники продаж. Дела идут в гору, пока быстрым обогащением Джордана не начинает интересоваться ФБР.
Зачем смотреть. Этот фильм про продажи основан на реальных событиях, так что методы работы Белфорта — вполне себе настоящие и у него есть чему поучиться. Например, герой собрал команду профессионалов, мотивировал и вдохновлял их — и это одна из причин успеха брокера. Белфорт придерживается тактики агрессивных продаж и манипуляции. Это неэтично, и мы не советуем так делать. При этом у него есть чему поучиться, например, он и его команда виртуозно отрабатывают возражения клиентов и заключают миллионные сделки.
Американцы (Glengarry Glen Ross), 1992 год, США
О чем фильм. Действие картины происходит в филиале агентства по недвижимости. Руководство решает расшевелить команду, которая показывает посредственные результаты: менеджеры, которые продадут больше всего объектов недвижимости, сохранят свои рабочие места, остальных уволят — и на это им дают неделю. Ситуация осложняется тем, что вместо актуальных контактов клиентов руководство присылает устаревшие данные — только самые лучшие получат контакты ценных клиентов из новой базы, которую руководство закупило за большие деньги. Жизнь агентов, каждому из которых нужны средства, превращается в борьбу за выживание в условиях жесткой конкуренции.
Зачем смотреть. В картине четыре агента, и у каждого свой стиль продаж: от агрессивного, как у Ричарда Рома, до мягкого и обходительного, как у старика Левина. Когда будете смотреть фильм, сможете сравнить разные техники и понять, какая подходит именно вам, какую стоит использовать в той или иной ситуации или с конкретным клиентом.
Здесь курят (Thank You For Smoking), 2005 год, США
О чем фильм. Драмеди, снятое по одноименному роману Кристофера Бакли. Главный герой фильма — Ник Нэйлор — пиарщик в Академии табачных исследований. Его задача — продвигать курение в массы и защищать интересы производителей сигарет перед обществом и политиками. И вроде бы все понимают, что курение вредно, но Ник мастерски манипулирует общественным мнением и находит аргументы «за» даже там, где их нет.
При этом у героя вроде бы есть совесть: он вынужден продвигать курение и зарабатывать деньги, потому что в одиночку воспитывает сына.
Зачем смотреть. Ник — мастер убеждения. У него можно поучиться говорить, подстраиваться под разные типы клиентов и виртуозно отвечать на возражения. А еще фильм можно использовать как пособие по продвижению спорных, но востребованных продуктов. В таких ситуациях менеджеру, маркетологу, пиар-специалисту важно соблюдать баланс между моралью и прибылью.
Бойлерная (Boiler Room), 2000 год, США
О чем фильм. Выпускник колледжа Сет Дэвис не поступает в университет и открывает подпольное казино. У него неплохой доход, но когда ему предлагают стать миллионером через три года, соглашается сменить сферу. Теперь Сет работает в брокерской конторе. Чтобы стать самостоятельным трейдером, ему нужно привлечь 40 клиентов и сдать экзамен. Постепенно герой понимает, что фирма работает по схеме pump and dump, то есть занимается накачкой и сбросом акций третьесортных компаний. В результате таких махинаций инвесторы-клиенты Сета теряют деньги.
Зачем смотреть. Схема pump and dump основана на технике холодных продаж, и в фильме можно подсмотреть, как брокеры убеждают клиентов вложить деньги в акции сомнительных фирм. Как и в других картинах, в «Бойлерной» много внимания уделяется этическим аспектам. Так что это хорошая возможность для менеджеров еще раз свериться со своим моральным компасом.
Игра на понижение (The Big Short), 2015 год, США
О чем фильм. Еще один фильм, основанный на реальных событиях, — американском кризисе 2007–2008 года. Фильм рассказывает о группе инвесторов, которые первыми заметили проблемы на рынке ипотечного кредитования и решили заработать на его крахе. Майкл Бьюрри, финансовый аналитик и руководитель хедж-фонда Частный инвестиционный фонд, который управляет капиталом ограниченного числа инвесторов и использует разные стратегии для получения прибыли , изучает данные об ипотечных кредитах и замечает тревожную тенденцию: американский рынок может вскоре обрушиться. Тогда он начинает «играть на понижение» — это термин из финансового мира, означающий стратегию инвестирования, при которой трейдер или инвестор делает ставку на то, что цена актива упадет. Его деятельностью заинтересовался Джаред Веннет, главный трейдер Deutsche Bank. Он тоже хочет заработать на обвале рынка, но для этого ему нужны партнеры. Он обращается к нескольким инвесторам, включая основателя хедж-фонда Марка Баума. Правда, никто не хочет верить в то, что рынок рухнет, и перед Джаредом стоит непростая задача — убедить Баума и остальных, что на обвале можно заработать.
Зачем смотреть. Из этого фильма про продажи, мотивирующего больше продавать, можно почерпнуть три ключевые вещи. Первое — правильная презентация и уверенность в себе открывают огромные возможности. Джареду отказали десятки управляющих, но он по-прежнему уверен в себе. А чтобы наглядно показать, как обрушится рынок, герой использует игру «Дженга».
Второе — проверяйте гипотезы. После презентации Веннета Баум решает проверить, как на самом деле обстоят дела на ипотечном рынке — и для этого отправляется не к экспертам, а в «поле». Пообщавшись с банкирами и заемщиками, он понимает, что рынок действительно скоро лопнет.
Третье — не будьте абсолютно уверены в чем-либо. Банки, в которые обращался Майкл Бьюрри, считали, что он разорится, потому что рынок недвижимости никогда не упадет. В результате все получилось наоборот.
Коллектор, 2016 год, Россия
О чем фильм. Коллектор Артур работает с крупными «клиентами» — миллионными должниками. Вдова одного из кредиторов хочет отомстить герою и публикует в интернете компрометирующее видео. От Артура отворачиваются друзья и коллеги, а под угрозой не только репутация, но и жизнь. У героя Константина Хабенского есть одна ночь, чтобы спасти и то, и другое.
Зачем смотреть. Этот русский фильм не совсем про продажи, но менеджерам есть чему поучиться у Артура. Например, герой виртуозно ведет переговоры. Он владеет психологическими приемами, которые помогают ему убеждать собеседников, отвечать на возражения и управлять беседой. А еще у Артура есть цель, и он упорно к ней идет — такая настойчивость не помешает и продавцам.
Безумцы (Mad Men), 2007–2015 год, США
О чем фильм. Сериал о работе рекламщиков в 60‑х годах. Главный герой — Дон Дрейпер, креативный директор агентства Sterling Cooper. В центре сюжета — личные и профессиональные перипетии героев, которые пытаются найти баланс между работой и личной жизнью.
Зачем смотреть. Практически в каждом эпизоде герои создают рекламные кампании, презентуют их клиентам и убеждают в своей правоте. Такие ситуации демонстрируют, как важно уметь доносить свои идеи до аудитории и заставить поверить в продукт. Менеджеры по продажам могут научиться работать со сложными клиентами, у которых обычно специфические требования и ожидания.
Подержанные автомобили (Used Cars), 1980 год, США
О чем фильм. Комедия режиссера Роберта Земекиса о буднях американского салона подержанных авто. Руди — продавец и работает на своего дядю. У того есть серьезный конкурент и по совместительству брат-близнец Рой. Чтобы переманивать клиентов, Руди вместе с коллегами придумывает хитроумные схемы. Например, запускает рекламные ролики во время трансляций футбольного матча и выступления Джимми Картера. Главная цель героя — как можно больше заработать, и в ход идут даже не очень этичные способы. Так, Руди буквально заставляет семью купить универсал, потому что во время тест-драйва покупатели якобы переехали собаку — талисман автосалона.
Зачем смотреть. В фильме через юмор рассказывают об изнанке продаж и маркетинга. Чтобы продать машины, герои манипулируют клиентами и даже мошенничают. Фильм стоит посмотреть, чтобы убедиться ― неэтичные и незаконные методы не ведут ни к чему хорошему, а менеджеру важно не только продавать, но и при этом сохранять свою репутацию.
Еще в этом фильме про маркетинг и продажи показано, как важно знать своих конкурентов и использовать их сильные и слабые стороны в своем бизнесе.
Продавец (The Goods: Live Hard. Sell Hard), 2009 год, США
О чем фильм. Еще одна картина о продавцах подержанных авто. Владелец салон Бен Селлек на грани банкротства. Чтобы спасти бизнес, он нанимает опытного и харизматичного продавца Дона Реди. Дон поставил цель — продать 211 машин за один день. Его расчет прост. В ближайшие выходные — День независимости, и он рассчитывает сыграть на патриотических чувствах покупателей.
Зачем смотреть. Дон Реди — воплощение идеального продавца. Он уверен в себе, харизматичен и решителен. Менеджерам по продажам, особенно начинающим, будет полезно посмотреть, как эти качества помогают добиваться результата и когда они могут обернуться против вас.
Еще одна причина увидеть этот фильм — понять, насколько в продажах важна командная работа. У коллег Дона есть недостатки и разногласия, но они все равно объединяются ради общей цели.
Чтобы командная работа была проще, используйте CRM. В Битрикс24 можно не только вести базу клиентов и автоматизировать продажи. В сервисе удобно планировать задачи, проводить видеовстречи и общаться в чатах, например, делиться впечатлениями о фильмах.
Продавец лекарств (Il venditore di medicine), 2013 год, Италия — Франция
О чем фильм. Бруно — фармпредставитель в компании Zafer. Отдел продаж, где он работает, возглавляет Джорджия — жесткая женщина, для которой важна только прибыль. Она ставит недостижимые цели и оскорбляет сотрудников. Даже самоубийство коллеги Бруно не изменило ее подход к управлению и продажам. Задача главного героя — продавать препараты фармацевтам и врачам. Чтобы выполнять планы, Бруно дарит клиентам айпады, оплачивает путевки и даже шантажирует врачей.
Зачем смотреть. «Продавец лекарств» не самый мотивирующий фильм про продажи, но он точно заставит задуматься. Где грань между погоней за выгодой и моральными принципами продавцов? Как не перейти от продаж к продажности? Посмотрите этот фильм, чтобы убедиться: вы все делаете правильно, а этичные и экологичные продажи помогают клиентам и оставляют чистой совесть менеджеров.
Что в итоге
- Фильмы и сериалы о продажах, маркетинге и рекламе помогают по-новому взглянуть на привычные менеджерам ситуации. В картинах можно подсмотреть, как убеждать клиентов, отвечать на их возражения и справляться с трудностями в работе.
- Чтобы получить от просмотра не только удовольствие, но и пользу, обращайте внимание на интересные детали: как менеджер презентует себя и продукт, как проявляет эмоции, когда оправданы агрессивные продажи. Попробуйте вести заметки и использовать приемы из фильмов на практике.
- Мы включили в наш топ фильмов про продажи известные и не очень картины. Надеемся, среди них вы найдете те, которые доставят удовольствие от просмотра, помогут в работе и ответят на некоторые вопросы.