Воронка продаж — это обязательный инструмент для любой коммерческой компании. Чтобы конвертировать лида в клиента, бизнес задействует огромные ресурсы: финансовые, маркетинговые, человеческие. Однако есть возможность автоматизировать этот процесс и снизить затраты — настроить автоворонку.
Расскажем, как создать автоворонку с чат-ботом, чтобы повысить конверсию.
Что такое автоворонки в мессенджерах и при чем тут чат-боты
Автоворонка — последовательность сообщений в мессенджере.
Ее используют, чтобы познакомить пользователя с компанией и продуктом и вызывать интерес. Это помогает вовлечь потенциального клиента в коммуникацию с брендом, мотивировать и подтолкнуть к покупке. Лида ведут по этапам принятия решения, но не силами продажников и маркетологов, а автоматически, через сообщения в мессенджере.
Для этого настраивают чат-бота — программу, которая сама отправляет пользователям рекламные письма, инструкции и готовые ответы. Робот срабатывает на определенные действия пользователя. Может запустить алгоритм и в ответ на другой триггер, например, на бездействие.
Процесс выглядит примерно так:
- Пользователь оставляет свой контакт компании и соглашается на рассылку.
- Данные попадают в бизнес-систему. Например, в CRM.
- Бот отправляет клиенту приветственное письмо, скажем, в Telegram. В нем могут быть инструкции или кнопки для быстрого ответа. Часто внедряют кликабельные элементы «Подробнее об услугах», «Акции», «Прайс», «Частые вопросы» или «Напишите, что вас интересует».
- Клиент нажимает на кнопку, отправляет вопрос или название продукта. В ответ бот присылает информацию и подсказывает пользователю, что делать дальше. Например, в разделе «Прайс» выводит кликабельные названия услуг с ценами.
Если лид следует всем инструкциям бота, он доходит до покупки. Однако в любой момент пользователь может прерваться. Чтобы вернуть клиента, бот пришлет напоминание, предложит помощь или расскажет об акциях. Все зависит от того, как вы настроите бота и насколько детально продумаете воронку продаж.
Преимущества автоворонки в мессенджер-маркетинге
Подключить автоворонку стоит по нескольким причинам:
- Круглосуточная работа с клиентами. Пользователи смогут в любой момент получить ответ на свой вопрос, заказать товар или записаться на услугу.
- Удобство и доступность. Аудитория мессенджеров читает сообщения гораздо чаще, чем email-письма, даже если это неприкрытая реклама. Более того — возможность пообщаться с ботом и узнать, что он может, будоражит некоторых пользователей. К тому же она показывает, что компания идет в ногу со временем.
- Экономия. Далеко не все автоворонки работают без помощи человека, но программа возьмет на себя большую часть общения с клиентами. Вам не понадобится большой штат менеджеров, операторов или консультантов. Они смогут подключаться, только если у пользователя возникнет нетипичный вопрос или потребность в индивидуальной консультации.
- Универсальность. Чат-бот подойдет практически любой компании. Например, салон красоты сможет записывать клиентов на процедуры, школа иностранных языков — высылать обучающий контент, а онлайн-магазин — делать ежедневные подборки товаров.
- Возможность работать без сайта или лендинга. Если компания экономит и не хочет создавать собственный веб-ресурс, основным средством коммуникации могут стать мессенджеры. С их помощью не только отправляют информацию, но и принимают заявки и обрабатывают заказы.
- Снятие возражений. Все возможные варианты можно прописать в чат-боте. Пользователю объяснят, зачем ему товар и почему можно не беспокоится о пользе, качестве и цене. Например, бот фитнес-клуба предупредит, что по условиям годового абонемента можно сменить тренера или тип занятий в любой момент, и напомнит, что регулярная умеренная нагрузка — лучшая инвестиция в здоровье.
- Адаптивность. Если в компании происходят изменения, данные в боте легко поправить — отредактируйте скрипты, добавьте новые функции.
Какой мессенджер выбрать для автоворонки
Российские компании пользуются разными мессенджерами. Некоторые настраивают чат-бота для продаж сразу в нескольких. Рассмотрим особенности самых популярных платформ.
WhatsApp. Позволяет создавать бота, который сможет отвечать на вопросы клиентов, обрабатывать заказы или отправлять массовые рассылки через Business API. У мессенджера широкая аудитория, он легко интегрируется с популярными сервисами, например, CRM-системой. С ее помощью можно собрать и проанализировать данные клиентов и на их основе сделать рассылку, которая попадет точно в цель. На то, чтобы подтвердить заказ, бронирование или запись, уйдет меньше минуты.
У площадки строгая политика в отношении спама. Внимательно изучите все ограничения и используйте официальные сервисы рассылки. В ином случае разработчик заблокирует ваш аккаунт, а вы — потеряете клиентскую базу.
Telegram. Дает возможность просто и быстро создать бота с помощью встроенного инструмента BotFather, который поддерживает множество команд. Позволяет добавить длинную цепочку сообщений, интегрировать бота с CRM и другим ПО.
Telegram подходит для работы с молодой аудиторией, но и люди постарше все больше осваивают мессенджер. Более того, Telegram часто используют для бизнес-общения, поэтому чат-бот дает возможность «зайти» в B2B-сегмент. Например, робот сервиса доставки еды может отправлять офис-менеджеру компании информацию о меню, сроках доставки, скидках и акциях.
Пользователи Telegram часто подписываются на большое количество каналов. Чтобы бот не затерялся среди них, не злоупотребляйте рассылками. Отправляйте письма только по делу и не давайте читателю заскучать. Его интерес зажгут заголовки вроде «Только сегодня мы снизили цену на эти позиции в меню» и «Доставка за 30 минут или бесплатное блюдо».
ВКонтакте. Эта социальная сеть содержит встроенный мессенджер. Внедрите в него бота компании и делайте автоматические рассылки. Схема такая — пользователь подписывается на бота через сообщество компании, и программа получает доступ к его личным сообщениям. Теперь бот может отправлять рекламные предложения, оповещать о новых событиях, напоминать о сообществе.
Возможности ВКонтакте позволяют вести торговлю внутри соцсети. Можно не только настроить воронку продаж в чат-боте, но и создать интернет-магазин. В нем анонсируют акции, оформляют витрину и принимают оплату прямо внутри платформы. А через рекламный кабинет площадки можно настроить таргетированную рекламу и привлечь заинтересованных клиентов.
Viber. Дает возможность создать собственного бота в панели администратора. После вы сможете разработать сценарии многоэтапной коммуникации. Бот будет отправлять рекламные рассылки и предложения, отвечать на вопросы пользователей, подталкивать к целевому действию с помощью текстовых заготовок.
Аудитория Viber в России сейчас не такая большая, как у других мессенджеров. Зато в нем меньше конкуренции и есть шансы выйти на платежеспособную аудиторию.
Как запустить автоворонку с помощью чат-бота
Вы можете создать ее самостоятельно или обратиться к специалистам. Главное — проанализировать клиентов и продукт, прописать наиболее вероятные сценарии и изучить работу чат-бот-платформы.
Изучите аудиторию. Выясните социально-демографические характеристики клиентов, узнайте их ценности и потребности, определите, с какими проблемами они сталкиваются чаще всего и как ваш продукт поможет их решить.
Когда портрет ЦА будет готов, выберите подходящую площадку для запуска автоворонки. Как мы упоминали выше, для молодой аудитории подойдет Telegram, для тех, кто постарше, — WhatsApp или Viber. Если ваш бизнес активно развивается ВКонтакте, присмотритесь к этой площадке.
Сформулируйте предложение для клиента — простое, понятное и при этом ценное. Упакуйте его в лид-магнит, который пообещаете в обмен на подписку на бота. Как только пользователь сделает это, сразу отправьте полезный материал. Лид-магнитом могут быть гайды, вебинары, фирменные рецепты, инфографика, тесты. Так, психологический центр может пообещать за подписку тест на определение акцентуации характера.
Разработайте сценарии. А именно:
- Первый шаг. Подумайте, что заставит клиента кликнуть на кнопку или написать боту. В этом помогут триггерные фразы, которые будут пробуждать любопытство пользователя. Например, «Узнайте, какие сочетания вкусов популярны в разных странах», «Посмотрите образы со шляпой-канотье». Но избегайте кликбейта — рискуете в миг уронить конверсию.
- Стадии движения. Пропишите сообщение, которое пользователь получит в ответ на клик или вопрос. Решите, как будете мотивировать его на следующее действие. Подводите лида к заявке, заказу или покупке постепенно. Промежуточные варианты нужны для того, чтобы клиент не получал предложение в лоб, а сам постепенно убеждался в том, что продукт ему действительно необходим.
- Пути к целевому действию. Все индивидуально: клиентам нужно разное время для принятия решения, разная аргументация, у каждого свои потребности и привычки. Подготовьте несколько вариантов ответа. На каждое сообщение бот должен реагировать по-разному, запуская иной сценарий.
Создайте бота. Алгоритмы будут отличаться в зависимости от площадки. Например, BotFather от Telegram сам подскажет, какие команды отправить, когда добавлять сообщения, как создать кнопку. Затем придет код для интеграции бота с вашими системами управления.
Добавьте бота в CRM. С Битрикс24 можно интегрировать все популярные мессенджеры. В кабинете администратора в разделе «Контакт-центр» нажмите на иконку мессенджера, укажите опцию «Открытая линия» и нужные данные. После привязки чат-бота к CRM вы сможете управлять автоворонкой из системы, хранить переписки, систематизировать данные о клиенте и своевременно подключаться к диалогу.
Основные ошибки при работе с автоворонками в мессенджерах
Перечислим типичные ошибки и способы их избежать:
- Навязчивость и нерелевантные письма. Если бот присылает много рекламных сообщений и напоминаний, это раздражает пользователей и заставляет их отписаться, заблокировать или пожаловаться. Последнее чревато баном. Чтобы этого не случилось, не забрасывайте спамом, а создавайте контент, который будет решать проблему пользователя и помогать.
- Нельзя отписаться. Не каждому клиенту подойдет ваш бот. Дайте аудитории возможность отказаться от рассылки. Это лучше, чем потом разбираться с последствиями жалоб недовольных пользователей.
- Длинный текст. В мессенджерах сообщения короткие — следуйте этому правилу. Сделайте текст содержательным, но лаконичным, разбейте его на несколько сообщений. Это создаст интригу и побудит пользователя общаться с ботом дольше.
- Нелогичные сценарии. Если в сообщениях бота нет системы, пользователь не дойдет до этапа целевого действия. Постепенно подогревайте интерес, снимайте опасения, мотивируйте к заказу или покупке, иначе потенциальный клиент «застрянет» на одном из этапов воронки.
- Нет кнопок. Если клиент опишется или ошибется в слове, бот может не распознать запрос. Часть пользователей на этом этапе не станут звонить или переходить на сайт, а просто закончат общение. Вы потеряете клиентов. По возможности добавляйте кнопки в текст.
- Рассылки без согласия. Настраивайте бота только на тех клиентов, которые подписались на него, оставили свои контакты и дали разрешение на отправку писем. Нежданная реклама в лучшем случае вызовет недоумение, в худшем — желание заблокировать контакт. Также не стоит звонить клиентам без их согласия: если общение с ботом оборвалось, лучше тактично напомнить пользователю о переписке — например, предложить в новом сообщении помощь с оформлением заказа.
Что в итоге
- Автоворонка — это онлайн-инструмент, который ведет лида по этапам принятия решения о покупке с минимальным участием сотрудника компании или вовсе без него.
- Автоматическую воронку настраивают с помощью чат-бота — программы, которая отвечает на вопросы пользователя по заготовленным сценариям, активирует скрипты после нажатия на кнопки, запускает информационные и рекламные рассылки.
- Чат-боты есть у популярных платформ — WhatsApp, Telegram, Viber, ВКонтакте. Выбор зависит от потребностей бизнеса и особенностей аудитории.
- Автоворонка будет давать результаты, если вы изучите аудиторию, сегментируете ее и пропишете подходящие сценарии для каждого типа клиентов. Сценарии должны убеждать в ценности продукта, а сообщения — быть краткими и содержать кликабельные элементы.
- Чтобы управлять ботом и быстро реагировать на возникающие проблемы, мессенджер интегрируют с CRM-системой. Она помогает создать единое пространство для работы с клиентами.
- Маркетинг через чат-боты и автоворонки — возможность снизить расходы на продвижение, штат специалистов и даже создание посадочных страниц или собственного сайта.