Что такое адженда и зачем она нужна
Наталья Хайду
Главный редактор
Профессионально увлекаю через контент. С командой Журнала практически с самого основания. Знаю толк в продукте и заражаю читателей интересом к нему с помощью наших статей.

Что такое адженда и зачем она нужна

7 мин
1254
Совместная работа

Если на рабочие встречи уходит слишком много времени и при этом они не приносят результата, возможно, вы неправильно к ним готовитесь. Чтобы не растягивать совещания на полдня и достигать целей, используйте адженду. В статье рассказываем, как этот инструмент помогает руководителям и сотрудникам тратить меньше времени на встречи.

Что такое адженда

Адженда (от англ. agenda — «повестка дня», «программа мероприятия») — это перечень вопросов, которые нужно обсудить на совещании. Такой предварительный план встречи отправляют участникам заранее, чтобы они могли подготовиться.

Адженду встречи (иногда говорят «агенда») составляют для внутренних и внешних мероприятий — регулярных планерок, встреч по спринту или конференций с партнерами. Формат неважен — онлайн или офлайн. Грамотно подготовленная адженда поможет участникам обсудить все самое важное и не потратить на это весь рабочий день.

Если говорить простыми словами, то агенда — это анонс, вводная информация о собрании, которая помогает участникам подготовиться к встрече. Она может быть широкой или узкой — зависит от масштаба и вопросов для обсуждения. Даже одна фраза, в которой написано, чему посвящена встреча, — уже адженда. Правда, она не выполнит главную функцию — не даст возможности подготовиться к встрече.

Юлия Аравина, коуч IT-руководителей и команд, психолог

Когда нужна адженда

Если в компании встречи проходят редко или они однотипные, можно обойтись без подробной адженды.

Пример. Команда авторов собирается раз в неделю, чтобы рассказать главному редактору о статусах по статьям: какой материал в работе, сколько еще текстов планируют взять. Это рутинный созвон, о котором все знают и к которому не готовятся.

На встрече участники могут увлечься и начать обсуждать неважное. Поэтому важно иметь план, который поможет придерживаться расписания и уйти с результатами. Рассмотрим на примерах, когда нужна адженда встречи.

На повестке встречи несколько вопросов

Когда на собрании нужно обсудить много тем, легко забыть о чем-то важном или обсуждать только один вопрос. Подробная адженда, в которой указаны участники встречи и темы, поможет каждому подготовиться к встрече по плану.

Пример. Команда собирается работать над новым проектом. Перед стартом проджект-менеджер составляет адженду совещания, на котором рассказывает, что надо будет сделать, распределяет обязанности, договаривается о сроках, выясняет, какие нужны ресурсы, оценивает риски участия в проекте.

На встречу мало времени

Аналитики выяснили, что сотрудники проводят на собраниях в среднем 21,5 часа в неделю — чуть больше половины рабочего времени. Если участники не готовы к встрече, она затягивается или ее приходится переносить. А как известно, время — деньги.

Пример. У команды маркетологов есть час, чтобы обсудить запуск новой рекламной кампании. Распределить время встречи можно так:
  • приветствие и введение — 5 минут;
  • контекстная реклама — 15 минут;
  • реклама у блогеров — 20 минут;
  • реклама в Telegram — 10 минут;
  • подведение итогов встречи — 10 минут.

Много участников встречи и каждому нужно высказаться

В этом случае собрание может превратиться в хаос и некоторые сотрудники не успеют выступить. С аджендой вы заранее распределите время, каждый участник выскажется или задаст вопрос.

Пример. Команда проекта из десяти человек собирается, чтобы обсудить дела и сложности. Организатор отводит в адженде десять минут на каждого участника.

Нужно достичь конкретных результатов

Если у встречи нет четкой цели, она легко превратится в обычную болтовню. Агенда, в которой подробно расписаны цели и задачи, поможет участникам расставить приоритеты.

Пример. Команда проводит встречу, чтобы определить стратегию продвижения нового продукта. Чтобы понимать, какие шаги сделать и кто отвечает за каждый из них, организатор указывает в адженде задачи: проанализировать конкурентов, определить целевую аудиторию, выбрать каналы продвижения, рассчитать бюджет.

Как адженда влияет на результаты встречи

Представим Ивана — руководитель отдела маркетинга. Дважды в месяц он собирает сотрудников, чтобы обсудить задачи и распределить работу на ближайшие недели. Часто такие встречи отнимают много времени, а результата Иван не видит.

Обычно планерки проходят так. Иван за полчаса предупреждает коллег о встрече. Долго рассказывает сотрудникам, какие задачи и проекты он наметил. Бывает, что один вопрос рассматривают так долго, что на остальные не остается времени. Случается, что участники начинают перескакивать с темы на тему и теряют нить обсуждения. В результате тратят в два раза больше времени, но ничего так и не решают и еще несколько часов после обсуждают все в чатах.

Проблема в том, что у встреч, которые организует Иван, нет адженды. Планерки такие бесполезные, что сотрудники не понимают, зачем они нужны. Все равно ничем не закончатся. Правильно составленная адженда исключает такие ситуации, потому что:

  • участники понимают цель обсуждения, хотят выступить;
  • у собрания есть четкая структура, сотрудники не отвлекаются на посторонние темы;
  • организатор следит за временем;
  • участники могут подготовиться к встрече: собрать документы, изучить дополнительные материалы, написать тезисы, продумать вопросы;
  • по итогам встречи сотрудники видят результаты и понимают, что собрание помогает в работе, а не забирает время.
Работайте сообща
Держите задачи под контролем и будьте на связи с коллегами, где бы они ни находились. Все в одном месте — Битрикс24.
Узнать подробнее

Как составить адженду

Обычно адженду составляет организатор встречи. Это может быть проджект-менеджер, руководитель отдела, администратор или секретарь.

Бывает такое, что сотруднику приходит сообщение с заголовком «Встреча». При этом он сам не понимает, что за встреча, почему он на ней должен быть, что от него требуется. Скорее всего, человек придет на собрание неподготовленным и оно пройдет кое-как, потому что организатор составил адженду неправильно. Или сотрудника пригласили на встречу с заголовком «Поговорить о проекте». Непонятно, что он должен рассказать? Поделиться проблемами? Обсудить бюджет? Это примеры коротких и неэффективных адженд.

Юлия Аравина, коуч IT-руководителей и команд, психолог

Хорошая адженда должна быть подробной и включать такие элементы:

Заголовок

Это первое, что видит участник встречи. Заголовок должен быть понятным всем, а не только организатору. Хорошо, если сотрудник сразу сориентируется и подготовится.

Пример заголовка

Время и место встречи

Укажите, во сколько начнется и закончится собрание. Если участвуют сотрудники из разных регионов, уточните часовой пояс. Для онлайн-встречи не забудьте прикрепить ссылку. Так участники заранее будут знать, в каком сервисе подключаться, и успеют установить приложение.

Цель встречи и вопросы для обсуждения

Каждый сотрудник понимает цель собрания по-своему. Сформулируйте ее так, чтобы она была понятной для всех. По возможности используйте глаголы.

Пример формулировки целей

Если предстоит решить несколько вопросов, разбейте цель на более мелкие. Например, общая цель — обсудить статус проекта. Делим ее на пункты:

  • договориться об этапах;
  • установить сроки;
  • выбрать ответственных.

Эти три вопроса и обсудят во время встречи.

Укажите, сколько времени отводится на каждый пункт. Будет проще уложиться в график. Если обсуждение затянется, напомните коллегам, что пора переходить к следующей теме.

Ожидаемые результаты

Определите, что будет итогом встречи. Например, таблица, куда участники внесут сроки и ответственных по проекту. Не забудьте указать, кто будет отвечать за эту таблицу.

Дополнительные материалы

Если участникам нужно изучить информацию, укажите это в адженде и сразу прикрепите ссылки на материалы.

Подведение итогов

Сотрудникам этот пункт дает понять, что встреча проводится не для галочки. А вы так не забудете озвучить главные мысли.

Когда составляете адженду, помните, что важно приглашать на встречу людей, которые там действительно нужны. Сейчас у сотрудников разного уровня, особенно у руководителей, слишком много собраний — и не всегда они по делу. Хорошо, если тот, кто составляет адженду, позаботится об участниках и даст им возможность заняться основными задачами, если их присутствие на встрече необязательно.

Юлия Аравина, коуч IT-руководителей и команд, психолог

На примере адженды для собрания команды проекта покажем, как может выглядеть подробный план встречи.

Пример адженды

Адженду можно составить в любом текстовом редакторе и отправить в мессенджер. Если компания работает в CRM, лучше сделать это там. В Битрикс24 есть календарь, в котором можно создавать события и описывать цели встречи, добавлять участников, выбирать время собрания, прикреплять файлы.

Частые вопросы

Что такое адженда простыми словами?

Адженда (англ. agenda) — это повестка, подробный план встречи, благодаря которому все участники понимают, о чем пойдет речь и какие результаты нужно будет получить.

Зачем нужна адженда?

Адженда экономит время, помогает подготовиться к встрече, не отвлекаться на посторонние вопросы и главное — достигать целей.

Что включить в адженду встречи?

Чтобы встреча прошла плодотворно, включите в адженду следующие пункты:

  • понятный заголовок;
  • время начала встречи и продолжительность;
  • вопросы для обсуждения;
  • результат, который нужно получить по каждому вопросу;
  • время на обсуждение каждой задачи;
  • материалы, которые пригодятся сотрудникам;
  • подведение итогов — резюмировать встречу устно и письменно.

Что в итоге

  • Адженда — что это значит? Это план встречи, который помогает участникам понять, чему посвящено собрание, сколько оно займет времени и какие результаты нужно получить. Адженду готовят для онлайн- и офлайн-встреч с коллегами или партнерами.
  • Подробная адженда необязательна для однотипных встреч. Но без полной повестки не обойтись, если:
    – времени на встречу в обрез;
    – предстоит обсудить более пяти вопросов;
    – нужно достичь четких результатов;
    – планируют выступать более трех участников.
  • Когда адженда составлена правильно, встречи не затягиваются, потому что сотрудники общаются только по сути. Всем понятно, зачем они собрались.
  • Чтобы адженда упрощала жизнь, а не усложняла, составляйте план по схеме:
    – заголовок;
    – время и продолжительность встречи;
    – список вопросов;
    – время на каждого выступающего;
    – результаты;
    – подведение итогов.

Управляйте проектами и создавайте сильную команду с Битрикс24
Получить бесплатно
Наталья Хайду
Главный редактор
Рекомендуем
Показать еще